Что нужно делать если ребенок 9 лет ворует деньги. Советы специалиста

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно делать если ребенок 9 лет ворует деньги. Советы специалиста». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Воровства без лжи не бывает, ведь ни один нормальный человек никогда не признается добровольно в том, что взял чужое. Никто не хочет быть плохим, в том числе и ваш ребенок, поэтому отпираться он будет до последнего. Но вас должна волновать не столько его явка с повинной, сколько то, что побудило его преступить социальные нормы.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Сколько стоят деньги?

  • Часто папа и мама, чтобы создать видимость заботы, просто откупаются от детей. Сколько попросят, столько и дают. Со временем, отпрыски просто воспринимают все как должное, и совершенно не понимают, какова ценность денег, и как они зарабатываются.
  • Если им потом не дать вдруг хотя бы раз, то возникает удивление и недоумение: всегда давали, а сейчас не дают, почему? В итоге ребенок сам идет и берет. В таком случае одной беседы будет мало. Можно ограничить на время выдачу карманных денег или давать меньше и в строго определенные дни.
  • Попробуйте подыскать подработку, которая не помешала бы учебе. Эта профилактическая мера заставит подумать о том, как на самом деле достаются деньги.

Маленькие дети могут взять чужое не потому что замышляют плохое, а в силу возрастных особенностей. Этот этап может быть пройден незаметно: например, случайно забрал что-то на прогулке, принес домой. И родители это заметили. То есть сначала это некий элемент случайности.

Но у каждого ребенка возникает ситуация, когда приходит мысль: взять или не взять, если плохо лежит. Кто-то из родителей обратит внимание, но есть и те, кто махнет рукой.

Нам надо отталкиваться от того, что мы вкладываем в понятие воровства. Вот родители столкнулись с ситуацией, когда ребенок без спроса берет вещи, которые ему не принадлежат. И дальше встает вопрос, почему он это сделал?

Если мы говорим о ребенке возраста 3-6 лет, то в этом возрасте дети, как правило, плохо различают свое и чужое. У них пока нет четкого понимания границ. У ребенка возникает идея взять что-то, и он даже не успевает подумать про последствия, поступает импульсивно. Нравится — беру. Задача родителей — объяснить детям этого возраста понятие «чужое».

То же самое касается денег. Дети младшего возраста берут деньги без спроса не потому, что хотят причинить вред родителям. Для них это могут быть просто красивые бумажки, которые интересно потеребить в руках.

Если родители не дают младшему школьнику карманных денег, то ребенок может без спросу взять деньги просто потому, что ему хочется в школьном буфете купить шоколадку. Ведь все одноклассники покупают, и ему хочется быть со всеми наравне. Ребенок замечает, что у сверстников есть возможность купить что-то, а у него нет. У другого ребенка есть вещь, которая нравится, а у него нет. И он пытается уравновесить себя с этим человеком.

Дети постарше могут взять деньги с целью интереса. Тут некая проверка — будет ли мне что-то за это?

Дети вступают во взрослый мир и пытаются понять: а правда ли, что будут плохие последствия? Подростки могут взять деньги с целью компенсировать недостаток внимания. «Родители не купили подарок, они про меня забыли, значит я сам сделаю себе подарок».

Еще одна причина кражи — это гнев за то, что у человека есть то, чем хочется обладать. Месть родителям, для которых эта вещь значима, месть другу, которого хочется задеть.

Частые ошибки, повторения которых нужно избегать родителям

Поиск и изучение причин детского воровства не должны быть односторонними. Родители могут не замечать ошибок в поведении за собой, при этом требуя от ребенка исправления сложившейся ситуации. И воздействуя на отпрыска всеми доступными методами, взрослые могут наоборот усугубить, спровоцировать в будущем новые случаи воровства, грубости, непослушания. В таких случаях также не обойтись без помощи специалистов.

Нужно быть строгими, но без фанатизма. Пробуждая чувства вины и стыда за совершенное, убедитесь, что ребенок понимает ваши переживания и чувства тех людей, у которых он украл что-то. Организуйте ситуацию так, чтобы он вышел из нее без унижения, но с ясным пониманием неправильности совершенного поступка. Помните, что угрозы поставят его в тупик.

Итак, родителям запрещено:

  • Класть деньги, даже маленькие суммы, в легкодоступных местах;
  • Сосредотачиваться только на учебе и обязанностях ребенка и игнорировать его жизнь в обществе. Помимо школы, есть отношения со сверстниками, радости, обиды, ссоры. Важно уделять внимание отношениям ребенка с друзьями, помогать решать возникающие вопросы;
  • Применять силу, поднимать руки на детей, кричать, чтобы узнать правду, причину воровства. Все разговоры между родителями и детьми должны происходить в спокойном тоне, доверительно. Задача взрослых – объяснить, почему воровать нельзя и каковы могут быть последствия;
  • Воровство – это неправильно. Игнорировать пропажу мелочи из карманов, с полки, из ящика комода. Если уже был факт кражи, и он не вызывает сомнений, то пора действовать, применять меры, как-то реагировать на произошедшее. И ни в коем случае нельзя воровство оставлять без внимания;
  • Рассказывать посторонним о детских проступках. Не привлекайте посторонних, иначе вы рискуете не только заставить своего ребенка страдать, но и можете вообще «потерять» его. Нельзя обвинять ребенка в воровстве в присутствии чужих людей. Круг семьи должен быть четко очерчен, и нет абсолютно никакой надобности посвящать в семейные проблемы знакомых, коллег и дальних родственников. У людей, знающих о ситуации поверхностно, может сформироваться неверное негативное мнение о сыне или дочери. А у ребенка могут возникнуть совершенно ненужные комплексы, чувство зажатости перед другими людьми.
  • Не нужно сразу называть ребенка вором, иначе в его сознании может укрепиться эта мысль. Вы – не прокурор, не нужно устраивать судебных процессов, проведите с малышом доверительную беседу.
Читайте также:  Можно ли прописаться в ЛПХ, какие условия для этого нужно выполнить

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Читайте также:  Налог с продажи квартиры в 2023 году, полученной по наследству

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Выбор остается за вами

Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.

Если подобная ситуация вашего малыша не обошла стороной, не стоит выносить ее на публику. Пусть это останется вашей семейной тайной. Ни в коем случае не стыдите ребенка перед родными и близкими, рассказывая им, что у вас в семье появился воришка – малыш может получить серьезную психологическую травму.

Постарайтесь выстроить близкие отношения с вашим ребенком

Важно, чтобы между вами царило доверие и взаимопонимание. Объясните малышу, приведя примеры из личной жизни, что хорошо, а что плохо

Помните, что пока он всего лишь маленький ребенок. Ему свойственно совершать ошибки – таким образом малыш познает жизнь. Для ребенка очень важно, чтобы взрослые были всегда рядом с ним, поддержали и помогли в трудную минуту, смогли подсказать, как выбрать правильный путь. Если ребенок будет ощущать, что он не одинок, окружен любовью и заботой, что бы он ни сделал – поверьте, со временем из него вырастет взрослая личность, счастливая, с ненарушенной психикой, с правильными жизненными и моральными ценностями.

ИНТЕРЕСНО: как подростку правильно выбрать свою будущую профессию?

Ребенок запуган и вынужден воровать

Ситуация, когда вашего ребенка запугали в школе или во дворе, когда его одноклассники или старшие дети просто вымогают у него деньги, тоже достаточно частое явление.

В последнее время в средствах массовой информации часто стала появляться информация об относительно новом явлении – АУЕ (Арестантский устав един). Это так называемое «движение», при котором наши с вами дети начинают уподобляться людям, находящимся в местах лишения свободы. Создают свои собственные группировки, назначают «смотрящих», и т.п.

И, как следствие, вымогают деньги у обычных школьников, не относящихся к категории «своих».

Понаблюдайте за своим ребенком, постарайтесь откровенно с ним поговорить, кто знает, может быть, ваш ребенок попал под влияние нехорошей компании, которая запугивает и заставляет приносить им деньги.

Как реагировать учителю?

Увидев, что ребенок ворует что-то у другого ученика, преподаватель не должен закрывать глаза в надежде, что это «уладится как-то само».

Учитель начальных классов челябинской школы Татьяна Долгополова считает, что педагог должен работать на опережение и поднимать этот вопрос в классе. А если неприятная ситуация все же произошла, Татьяна советует реагировать твердо, но спокойно:

«В первую очередь, конечно, учитель не должен реагировать неадекватно: поднимать шум, выставлять ребенка виноватым, что называется, тыкать пальцем. Надо оставить его на личную беседу после уроков и узнать причины, объяснить, что так делать нельзя. Если после разговора ситуация повторяется, нужно подключить родителей: сообщить о случившемся, обсудить проблему.

Бывает так, что воровство в классе происходит массово и уже перешло в разряд «шутки»: взять из портфеля ручку и не положить обратно. В таком случае необходимо провести классный час и обсудить с детьми, что такие поступки являются мелкой кражей. Иначе в будущем ситуация усугубится и дети станут брать уже не чужую ручку, а телефон и главное — будут считать это нормой».

Несколько советов от психологов


Быть родителем – наука сложная, поэтому любая проблема должна решаться не в ущерб ребенку. Старайтесь искать взаимовыгодные пути выхода, делая акцент на предотвращении возможного повторения ситуации.

Эксперты дают несколько рекомендаций:

  • если у вас нет доказательств вины сына или дочери, хотя подозрения и обоснованны, не спешите сразу же обвинять ребенка;
    при доказанности проступка, не опускайтесь до выплескивания негатива – избегайте обвинений, оскорблений и унижения;
    не следует пугать официальными правоохранительными органами или общественным порицанием, поскольку это только ожесточит подростка — он будет считать, что вы думаете о нем исключительно в негативном ключе;
    старайтесь помочь исправить ситуацию, разделяя ответственность за случившееся;
    объясните все последствия ситуации, но не обвиняйте его в воровстве и не акцентируйте на его ответственности за это;
    выясните причину проступка и побудите ребенка самому найти альтернативный, но законный способ, как надо было поступить изначально;
    не обсуждайте проступок с посторонними, не следует выносить проблему за пределы семьи;
    исключите возможность сравнения с другими сверстниками, особенно с теми, кто популярен в подростковой среде. Такое сравнение способно развивать чувство неполноценности;
    после решения проблемы старайтесь не вспоминать о ней, однако ситуаций, провоцирующие повторение, надо не допускать в будущем;
Читайте также:  Что положено многодетным семьям

Работа с психологом – отличное решение при хроническом воровстве. Но папам и мамам нельзя сидеть, сложа руки, уже при первом случае кражи.

Нельзя сгоряча вешать на ребенка воровское клеймо, но и без внимания проступок оставлять нельзя. Его следует осудить и обязательно выяснить его причину.

Неправильным решением супругов будет сетовать друг на друга, перекладывая вину: «Это ты виноват, твое воспитание, я знал/знала, что к этому и приведет».

Следует понимать, что «разбор полетов» может быть весьма болезненным для отпрыска, но, скорее всего, это необходимо для лучшего понимания им тяжести содеянного. Ребенок должен усвоить: даже если совершил кражу, потому что очень хотел эту вещь, то никакая такая «розовая» мечта не сравнится с тем, какими тяжелыми будут последствия.

Возвращать украденное владельцу нужно всем вместе, с обязательными извинениями, покаянием и заверениями, что этого больше не повторится. Это тоже отложится в памяти.

Чтобы не нанести чаду травму, нужно точно убедиться, что кражу совершил именно он. Голословные обвинения могут нанести ему тяжелую психологическую травму, зародить комплекс неполноценности.

Если в «преступлении» фигурируют сладости, то в качестве наказания целесообразно на какое-то время запретить их употребление. Украденные у родителей деньги воришке вменяют в долг: он либо должен их отработать, либо накопить, пользуясь подаренными другими родственниками.

Профилактика: что делать, чтобы предотвратить

В качестве профилактики помогут:

  • Доверительная беседа — поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
  • Направьте активность на интересы — спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой — это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
  • В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.

Катерина Демина предлагает простую пошаговую инструкцию, которая поможет взрослым справиться со своими чувствами: «Признайте, что вы испытываете это чувство, оно существует, затем глубоко выдохните — и отпустите». «Хорошо еще выпить стакан воды», — советует психолог.

В русской культуре чувство равно действию: рассердился — ударил, устыдился — разорвал отношения, стыдно за ребенка — выгнал его из дома, избил. Нам надо учиться останавливаться на этапе чувств. Можно сказать, например, громко: «Я очень злюсь!» Но при этом оставаться на месте, никуда не бежать, ребенка не хватать и не дергать, не бить.

При эмоциональном разговоре на повышенных тонах можно наломать дров. Существуют отличные методики ненасильственного общения, которые хорошо бы изучить всем родителям, пока еще с ними незнакомым.

Спокойный конструктивный разговор может строиться по такому принципу: «Сын (или дочь), я вижу вот что. По этому поводу чувствую вот это. Пожалуйста, объясни мне, что означает то, что я вижу». Так вы не возлагаете на ребенка ответственность за свои переживания, остаетесь в собственных границах, не нарушаете личные границы ребенка, который находится в тревожном ожидании развязки. И ему важно помочь, а не усугубить его состояние или положение еще больше.

Общие рекомендации родителям

Для того, чтобы родителю легче было разобраться с проблемой своего ребенка, лучше воспользоваться рекомендациями психолога:

  • Нужно внимательно относиться к событиям, новым впечатлениям ребенка – поддерживать с ним эмоциональную связь, доверие.
  • Не забывать, что люди – уникальны по своей сути, и каждый отдельный случай нужно рассматривать индивидуально. Не каждая профилактическая мера даст результат и сработает положительным образом, возможен и обратный эффект. Беседу следует проводить ровным тоном, конструктивно.
  • Родители должны с уважением относиться к чужим вещам, в том числе и к предметам ребенка, учить тому же и его.
  • С ранних лет формировать у ребенка правильные жизненные ценности и не поощрять мелкое воровство, родителям самим не совершать этого.
  • Определиться с тем, что есть позволительно, а что – нет.

Проблема воровства среди детей – непростая, имеющая разные причины. Потому важно, чтобы родители с малых лет давали детям правильные установки, показывали своим примером, как нужно себя вести. Рассказывать о последствиях, о чувствах тех, у кого они забирают вещь. Если ребенок совершил кражу, то главное тут понять, почему, провести беседу с теми словами, которые будут важны именно ему.


Похожие записи:

Добавить комментарий