Какие требования предъявляются к составлению бухгалтерской отчетности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие требования предъявляются к составлению бухгалтерской отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.

Принципы отражения данных

В общем виде требования к бухгалтерской отчетности выражены несколькими принципами. Они служат основой для работы с отчетными данными.

Отчетность должна быть достоверной. В ней правдиво и в полной мере должны отражаться финансовые результаты и иные данные, отражающие деятельность хозяйствующего субъекта. Нейтральность отчетности означает, что она не должна быть односторонней и служить интересам какой-то группы пользователей отчетности либо одного пользователя. Иными словами, она должна носить объективный, а не субъективный характер. Сложность заключается в том, что сведения БУ крайне редко бывают полностью нейтральными – на основании их определенный пользователь может принимать конкретные управленческие решения.

Простой пример: прибыль фирмы можно сравнивать с прибылью этой же фирмы за предыдущие периоды или с расчетными данными, а можно – с показателями по отрасли, в рамках определенного сектора рынка. В зависимости от того, кто и с какой целью проводит такой анализ, отчетные данные будут восприниматься использоваться по-разному, а значит, нейтральными быть не могут.

Отчетность должна формироваться таким образом, чтобы обеспечить целостность данных. В отчетность должны включаться все данные организации: по обособленным подразделениям и в целом. Если подразделение выделено на отдельный баланс, он все равно сдается в головную организацию, и там формируется общая отчетность, с учетом этих данных.

Отчетность должна составляться последовательно, период за периодом. Отчетные формы, в соответствии с этим принципом, образуют «цепочку» данных по годам. Изменения данных прошлых лет производятся лишь в исключительных случаях, в соответствии нормативно установленным учетным порядком.

Сопоставимость учетных данных – возможность сравнить их с аналогичными цифрами за предыдущие периоды. В учетных формах предусмотрены для этого соответствующие графы. Если данные за предыдущие периоды сопоставить нельзя, их корректируют по правилам, закрепленным в законодательстве.

Сдача отчетности в государственные органы

С 2020 года изменились требования для сдачи отчетности. Все юридическое лица обязуются отправлять в налоговую инспекцию электронную форму отчетов. Нововведения не коснулись малого и среднего предпринимательства. Экземпляр документа и аудиторское заключение передаются через оператора электронного документооборота.

Изменения коснулись и бухгалтерских бланков, утвержденных приказом Министерства финансов №66Н. Новая редакция датируется 19 апреля 2019 года.

С помощью номеров ОКУД можно выполнить поиск образцов бланков самостоятельно:

  • ОКУД 0710001 – Бухгалтерский баланс;
  • ОКУД 0710002 – Отчет о финансовых результатах;
  • ОКУД 0710003 – Отчет о целевом использовании средств;
  • ОКУД 0710004 – Отчет об изменениях капитала;
  • ОКУД 0710005 – Отчет о движении денежных средств.

Сроки утверждения отчетности в бухгалтерском балансе

В электронной форме балансе есть строка «Дата утверждения отчетности», которая заполняется согласно Федеральному закону №402. Отчетность обществ с ограниченной ответственностью должна быть утверждена с 1 марта по 30 апреля. Это требование регламентировано Федеральным законом №14. Бухгалтерская отчетность утверждается на общем собрании участников общества.

Для акционерных обществ отчетность утверждается общим собранием акционеров в период с 1 марта по 30 июня, согласно Федеральному закону №208. Как было указано выше, в финансовую инспекцию отчетность должна быть представлена не позднее трех месяцев по окончанию отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если же это дата приходится на выходной, крайний срок переносится на первый рабочий день, который следует за этой датой. Из этого следует, что если до подачи отчетности в соответствующие ведомства организация успеет утвердить ее, в соответствующей строке будет указана дата.

Принципы составления отчетности

При составлении финансовой отчетности обычно руководствуются следующими принципами.

Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчётность должна отражать реальное состояние дел в компании.

Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.

Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.

Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчётность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.

Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта.

Основные требования к бухгалтерской отчётности

Бухгалтерская отчётность прeдстaвляeт сoбoй систeму пoкaзaтeлeй, oтрaжaющих рeзультaты хoзяйствeннoй дeятeльнoсти oргaнизaции зa oтчeтный пeриoд. Oтчeтным пeриoдoм для всeх oргaнизaций являeтся кaлeндaрный гoд – с 1 янвaря пo 31 дeкaбря. Для внoвь сoздaнных oргaнизaций кaлeндaрный гoд нaчинaeтся с дaты их гoсудaрствeннoй рeгистрaции пo 31 дeкaбря. Oргaнизaции сoстaвляют oтчeты пo фoрмaм и инструкциям, утвeрждeнным Министeрствoм финaнсoв Рeспублики Бeлaрусь. Eдинaя систeмa пoкaзaтeлeй oтчeтнoсти пoзвoляeт сoстaвлять свoд пo oтдeльным oтрaслям и пo всeму нaрoднoму хoзяйству в цeлoм.

Пoрядoк сoстaвлeния бухгалтерской отчётности рaзрaбoтaн Министeрствoм финaнсoв Рeспублики Бeлaрусь и утвeрждeн пoстaнoвлeниeм Министeрствa финaнсoв Рeспублики Бeлaрусь oт 31.10.2011 г. № 111 «Oб устaнoвлeнии фoрм бухгaлтeрскoй oтчeтнoсти, утвeрждeнии Инструкции o пoрядкe сoстaвлeния бухгaлтeрскoй oтчeтнoсти» (с измeнeниями и дoпoлнeниями).

Порядок составления бухгалтерской отчетности

Годовая отчетность формируется из обобщенных значений учетных показателей, полученных из первичных документов и объединяющих представленную в них информацию для создания учетных регистров. На их основе заполняют Главную книгу, а сведения из нее формируют пакет отчетных форм. Этот этап является подготовительным. Далее следует уточнение сведений, работа по установлению ошибок и их устранению. Затем определяются финансовые результаты работы фирмы, и после этого непосредственно заполняются отчетные формы.

Порядок составления бухгалтерской отчетности предполагает, что начинать следует с бухгалтерского баланса, являющегося основным отчетным документом, остальные же формы, по сути, являются разъясняющими и детализирующими балансовые значения.

Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.

В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.

Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;

• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;

• административной реформой в России.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):

• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

• создание инфраструктуры применения МСФО;

• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.

В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.

Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.

В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.

Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Другим направлением государственной политики является совершенствование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.

Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.

При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.

Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.

Контрольные вопросы и задания.

1. В чем заключается сущность и необходимость бухгалтерской отчетности?

2. Перечислите формы бухгалтерской отчетности.

3. Какие основные требования предъявляются к бухгалтерской отчетности?

4. Кто подписывает бухгалтерскую отчетность?

5. За какие периоды составляют бухгалтерскую отчетность?

6. Что представляет собой отчетный год?

7. Кому представляют бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке?

8. Назовите сроки представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности.

9. Какой срок считается датой представления бухгалтерской отчетности?

10. Назовите основные причины необходимости признания МСФО в России.

11. Сколько этапов перехода на МСФО групп российских организаций предусматривает Концепция развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная Минфином России?

Порядок составления бухгалтерской отчетности, технология и общие правила составления бухгалтерской отчетности

Технология составления бухгалтерской отчетности состоит из:

  • изучения и четкого осознания основных принципов, по которым происходит формирование БО;
  • соблюдения последовательности (этапов) ее составления;
  • проведения всех предварительных процедур, которые предшествуют заполнению отчетных форм;
  • соблюдения четкого порядка составления БО;
  • аудита и анализа конечных документов.
Читайте также:  Льготы военным пенсионерам по ЖКХ: порядок получения, размер

Выполнение общих правил составления БО необходимо для соблюдения ее достоверности и объективности:

  1. Не нужно пренебрегать проведением подготовительной работы. Это ускорит процесс заполнения бухгалтерских форм.
  2. Заполнять отчетные документы следует, соблюдая все стандартные требования. Каждый отчет должен быть составлен в соответствии с установленной формой.
  3. При наличии исправлений каждое из них нужно заверить подписью исправителя и датой.
  4. Если для предприятий обязательно проведение аудита, то формы отчетности подписываются только при наличии аудиторского заключения.

Все формы отчетности должен подписать главбух и руководитель.

Делая вывод о проделанной работе хочется еще раз отметить важность наиболее полного и достоверного изложения в бухгалтерской отчетности необходимой информации. Несоблюдение этих требований может привести к весьма существенным негативным последствиям как для самого предприятия, так и для заинтересованных лиц и организаций — кредиторов, акционеров и др.

Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.

Необходимо подчеркнуть, что происходящие изменения носят как количественный, так и качественный характер.

Сама идея раскрытия всей существенной информации говорит о необходимости отражения совершенно новых для нашей учетной практики аспектов: риски, особые обстоятельства, наличие условных активов и пассивов и др.

Изменения качественного характера объясняются тем, что переход на международные стандарты учета предполагает изменения концептуального характера, которые связаны с переосмыслением целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Использование в анализе неполных или искаженных данных может нанести вред больший, чем их отсутствие. Известно, что существует значительное количество приемов и способов искажения (приукрашивания) отчетности. Так, простой прием взаимозачета статей актива и пассива по таким статьям, как «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», позволяет исказить значение коэффициентов ликвидности. Суть таких искажений связана с искусственным уменьшением объема обязательств, с одной стороны, и необоснованным занижением риска неплатежей дебиторов, с другой. Наличие или отсутствие таких искажений не может быть установлено пользователем бухгалтерской отчетности, не имеющим доступа к внутренним данным учета. Очевидно, что они могут быть выявлены только аудитором.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

План

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

1.3 Требование к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

1.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

1.5Порядок и сроки составления и предоставления бухгалтерской отчетности

1.6 Публичность бухгалтерской отчетности

1.7 Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности

2. Практическая часть

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.

Источники могут быть финансовыми и материальными;

— размещения привлеченных и сформированных средств:

— создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее предпринимательской деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги важнейшего регистра системы бухгалтерского учета или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переносят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

В своей работе я указал основы (порядок составления и представления) бухгалтерской (финансовой) отчетности и показал, какую аналитическую информацию о предпринимательской деятельности организации можно получить по данным отчетности.

В работе я рассмотрел концепцию бухгалтерской (финансовой) отчетности, основные приемы ее анализа, необходимые для оценки рентабельности, финансового состояния и плате неспособности анализируемой организации.

Цель моей работы раскрыть сущность, назначение и роль бухгалтерской отчетности в современной рыночной экономике.

Метод бухгалтерского учета и отчетности — ведение учета финансово хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерской отчетности являются:

— формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предупреждение негативных явлений в Финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-Ф:3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и П. — М.: Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ ОТ 24.03.2000 г. № 31н).

4. План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли

5. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 01.07.95 г. № 661, от 20.11.95 г. №1331 и от 11.03.97 г. № 273.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 09.12.981: №60н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №243н.

8. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13,01.2000 г. №24н.

9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.,

10. Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина РФ от 28.11.96г. №101 .

11. Инструкция по заполнению унифицированных.форм федерального государственного статистического наблюдения «сведения о производстве и отгрузке товаров, и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», N2Л-3«Сведения о финансовом состоянии организации», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Утверждена Госкомстатом России от 17.11.97 г. № 76 (в ред. от 25.05.98 г., от 08.12.98 г.).

12. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности Утверждены приказом Минфина РФ от 30.12.96 г. № 12.(с изм. и ДОf1″ внесенными приказом Минфина РФ от 12.05.99 г. № 36н).

Читайте также:  Какие выплаты положены матерям одиночкам?

13. Порядок составления и представления сводной годовой. бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 15.01.97 г. № 3.

14. «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112». Приказ Минфина РФ от 12.05.99 г. №236н.

15. «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ». Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.99г.№211.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. Н211н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по аффинированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 13.01.2000 г. №25н.

18. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н.

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должны обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные. сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

Какие требования предъявляются к бухгалтерской отчётности

Порядок составления и формы бухгалтерской отчётности регламентируются следующими документами:

  • закон «О бухгалтерском учёте» от 6 декабря 2011 года№ 402-ФЗ,
  • приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года № 66н,
  • ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации».

За нарушение правил представления документов можно получить штраф по ст. 126 НК РФ или ст. 15.6, 19.7 КоАП РФ.

Согласно Закону 402-ФЗ бухгалтерская отчётность должна быть:

  • достоверной — информация об активах и обязательствах компании должна быть актуальной, поэтому для проверки сведений перед составлением отчётов проводят инвентаризацию;
  • существенной — если показатель в отчётности может повлиять на принятие экономических решений её пользователей, такой показатель признают существенным, он должен присутствовать в отчётах;
  • полезной — информацию считают полезной, если она уместна, надёжна, сравнима, своевременна (в соответствии с пп. 6.1, 6.5.1 Концепции бухучёта в рыночной экономике России);
  • полной — отчётность должна содержать все данные об активах, обязательствах, результатах деятельности компании, скрытие информации недопустимо;
  • нейтральной — сведения нельзя фильтровать или представлять заинтересованным пользователям с целью повлиять на их решения, чтобы добиться определённых результатов;
  • последовательной — принятые формы отчётности организация должна применять от одного отчётного периода к другому.

Зачем нужна бухгалтерская отчётность

Бухгалтерскую отчётность составляют и публикуют для того, чтобы у всех заинтересованных пользователей сложилась полная и точная картина о результатах деятельности и финансовом состоянии организации.

Внешние пользователи, сдача отчётности которым обязательна — это:

  • налоговая инспекция по месту регистрации организации — проверяет правильный расчёт налоговой базы и контролирует своевременное перечисление в бюджет налогов и сборов;
  • территориальные органы государственной статистики — собирают информацию для общей статистики;
  • органы, уполномоченные управлять государственным имуществом (для государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • другие органы исполнительной власти, банки и иные пользователи в соответствии с законодательством.

Бухгалтерская отчётность может быть интересна и другим пользователям извне:

  • потенциальные и действующие инвесторы — им важно знать размер причитающихся дивидендов, возможные риски, связанные с вложениями;
  • поставщики и покупатели, которые ожидают выплат по договорам за поставку продукции, оказание услуг или выполнение работ;
  • кредиторы и заимодавцы — им необходимо оценить возможность компании вовремя погасить долг по кредиту или займу и выплатить проценты в полном объёме;
  • аудиторские компании, арбитражные суды — проверяют соответствие совершаемых операций действующему законодательству.

Внутренние пользователи бухотчётности:

  • собственники бизнеса — заинтересованы в непрерывном и прибыльном функционировании компании, оценивают дальнейшие перспективы развития;
  • управленческий персонал — данные отчётов необходимы для принятия управленческих и кадровых решений;
  • внутренние структуры организации — могут использовать данные отчётности для оптимизации процедур управления капиталом, активами компании, анализа иных показателей;
  • работники организации — оценивают способность предприятия выплачивать заработную плату своевременно и в полном объёме, предоставлять социальные льготы.

Для чего необходима бухгалтерская отчетность?

Бухгалтерские отчеты используют:

  • во-первых, руководители предприятий – чтобы видеть полную и наглядную картину рентабельности производства, осуществленных хозяйственных операций, перемещения денежных средств и так далее;
  • во-вторых, внутренние аудиторы и лица, заинтересованные в деятельности предприятия, например, акционеры – для того, чтобы оценить экономическое и финансовое положение предприятия, определиться, имеет ли смысл вкладывать в него средства или поддерживать сотрудничество и тому подобное;
  • в-третьих, внешние аудиторы, не имеющие непосредственного интереса в деятельности предприятия, а также представители налоговых служб – как минимум раз в год руководство любого предприятия, а также индивидуальные предприниматели подают в налоговую службу бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.

Обычно полный пакет бухгалтерской отчетности готовят раз в год – для предоставления в налоговую службу, но рекомендуется не пренебрегать и промежуточной отчетностью – ежемесячной и ежеквартальной. Чем чаще составляются отчеты и перепроверяются данные, тем легче избежать ошибок и выявить недостоверные данные.

Цели и задачи составления бухгалтерской отчетности

Отчетность — это система показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации. Кроме этого, она необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для планирования.

Отчетность организации классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.

По периодичности составления различают внутригодовую и годовую.

По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные (консолидированные), составляемые вышестоящими или материнскими организациями на основе первичных отчетов.


Похожие записи:

Добавить комментарий