Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё об аттестации педагогических работников в 2023 году с последними изменениями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С новой системой в школе появятся две квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Это расширит возможности карьерного роста для педагогов, а также позволит развить наставничество внутри школы.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Каковы критерии аттестации учителей в 2022 году
Новая система пока проходит апробацию, узнать о ней можно на специальном сайте. Если итоги будут оценены как успешные, ждать изменений можно в 2022/2023 учебном году. Что включает обновленная система?
Результативность определяется в баллах. Максимальное число — 100. Для разных уровней проходные баллы отличаются. Выпускникам педагогического вуза достаточно набрать 60 баллов, а обязательная аттестация потребует не менее 70.
Баллы формируются из двух основных блоков: ЕФОМ — до 60 баллов и представление работодателя — до 40 баллов.
ЕФОМ разобрали в предыдущем разделе, теперь детализируем правила внутри представления.
- До 20 баллов — положительные результаты учащихся за последние пять лет. Здесь важнее динамика, даже незначительная.
- До 15 баллов — индивидуальные достижения учителя, включая мнения выпускников. Сбор отзывов проходит с помощью опросных листов на сайте школы.
- До 5 баллов — оценка профессиональных качеств педагога с учетом условий его работы, например, технического оснащения класса. Работу учителей проверяют эксперты — самые опытные педагоги, прошедшую специальную подготовку Рособрнадзора.
Мне в марте нужно подтвердить первую категорию. По каким правилам будет проходить аттестация в 2020 году?
В марте 2020 года вы будете подтверждать категорию в старом формате. Изменения в правилах аттестации учителей пока касаются только специалистов, которые добровольно участвуют в эксперименте по внедрению нового формата. Он проходит в 19 регионах, полный список регионов опубликован на сайте ЕФОМ.
Мы не знаем точно, когда вступят в силу новые правила аттестации учителей. Пока нет не только приказа, но даже его проекта. Экс-министр образования Ольга Васильевна обещала запустить новый формат в 2020 году, но не уточнила дату. На сайте Министерства просвещения сказано, что 100 процентов учителей к концу 2020 года должны проходить аттестацию по новом правилам. Скорее всего формат внедряет после успешного завершения эксперимента, а он все ещё идёт.
Чего точно не будет в новой аттестации?
Обязательно ли прохождение аттестации?
Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.
Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.
Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.
Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |
Проект «Земский учитель»
Сколько:
- подъемные 1 млн рублей и 2 млн рублей (при переезде на Дальний Восток);
- единовременная выплата от 5 до 10 окладов для обустройства жилья.
Кто может рассчитывать: учителя в возрасте 18-55 лет, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, переехавшие в село или удаленные районы страны для работы с местными детьми.
Как получить:
- переехать для работы в сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа или города с населением до 50 тысяч человек;
- учить детей на протяжении пяти лет с нагрузкой не менее 18 часов в неделю.
Порядок проведения тестирования
Доступ тестируемых в аудиторию производится по удостоверению личности и пропуску.
Весь процесс тестирования фиксируется с помощью систем видеонаблюдения.
При проведении национального квалификационного тестирования аттестуемым не допускается выходить из аудитории без разрешения и сопровождения дежурного, разговаривать друг с другом, пересаживаться с места на место, обмениваться материалами, выносить материалы из аудитории, заносить в аудиторию и использовать запрещенные предметы (учебники и методическую литературу, цифровую смарт-аппаратуру), осуществлять порчу материалов (листов ответов и книжек-вопросников) путем их смятия, использования корректирующей жидкости, отрыва страниц, закрашивания секторов, не предусмотренных для этого (номер листа ответов).
При выявлении одного из перечисленных нарушений на тестируемого составляется акт, и он покидает аудиторию.
При тестировании в электронном формате:
- Кандидатам выдается пропуск на тестирование с паролями для аутентификации.
- Аттестуемый занимает место, соответствующее номеру в посадочном листе.
- Аттестуемые запускаются в компьютерный класс по одному согласно пропуску, документу, удостоверяющему личность и занимает место, указанное в посадочном листе.
- После рассадки аттестуемые расписываются в посадочном листе, заполняют вручную графу «Номер компьютера».
- До начала тестирования ответственное лицо проводит инструктаж по правилам поведения аттестуемых во время тестирования, и аттестуемые проходят тестирование компьютерным способом.
При тестировании в бумажном формате:
- После рассадки для тестируемых проводится инструктаж, и разъясняются правила работы с экзаменационными материалами.
- Совместно с тремя случайными тестируемыми производится проверка целостности печати коробки с материалами и ее вскрытие.
- По мере завершения тестирования или окончания времени тестирования аттестуемые передают листы ответов и книжки-вопросники ответственному лицу.
- При приеме листа ответов и книжки-вопросника проверяется заполнение всех служебных секторов листа ответов и титульного листа и целостность книжки-вопросника, после чего аттестуемый покидает аудиторию.
Структура зарплаты по ТК РФ
Согласно ТК РФ (ст. 129 и 135) одной из составных частей заработной платы являются дополнительные выплаты стимулирующего характера, призванные поощрять работника за имеющиеся достижения в труде. Это могут быть:
- доплаты;
- надбавки;
- премии;
- иные выплаты.
Они могут быть установлены:
- Законодательно – доплаты и надбавки за звание, степень или категорию.
- Руководителем на основании его приказов – премии за трудовые достижения.
- Работодателем, разработавшим и утвердившим положение о премировании – годовая премия, доплата за стаж. Либо это может быть иной внутренний документ по стимулирующим выплатам за качество, интенсивность труда или конкретные достижения.
О том, как эти выплаты будут учтены в составе расходов на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль, читайте в статье «Ст. 255 НК РФ (2017): вопросы и ответы».
Основные положения системы оплаты за труд каждый работодатель устанавливает самостоятельно, описывая их во внутреннем нормативном документе – положении об оплате труда. Эта система может быть как самой простой, когда зарплата состоит только из оклада, так и включать все возможные составляющие.
Законодательство никак не ограничивает возможности работодателя при разработке системы поощрения работника, требуя только:
- участия в этом процессе членов трудового коллектива;
- недопущения ухудшения условий оплаты труда каждого конкретного работника по сравнению с трудовым законодательством в результате выполнения условий, включенных во внутренний нормативный акт (ст. 135 ТК РФ).
Особенности проведения отдельных аттестационных процедур
- Профессиональный педагогический экзамен
Профессиональный экзамен проводится с использованием единой информационной системы. Помимо ЕФОМ он содержит механизм для проведения оценки, результаты прохождения аттестаций и иные сведения.
На портале также размещаются типовые оценочные материалы, критерии их оценивания и образцы решений. Это поможет аттестуемому предварительно подготовиться к испытаниям.
Оценку ответов проводят аккредитованные эксперты, отбираемые из числа участников педагогических общественных организаций, ассоциаций и других корпоративных некоммерческих организаций.
При проведении аттестации на соответствие занимаемой должности и установление квалификационных категорий максимальная оценка по данному этапу равняется 60 баллам.
- Оценка динамики образовательных результатов педагога
При аттестации учителя исследуются результаты его учеников за последние 5 лет по следующим направлениям:
- результаты ЕГЭ, ОГЭ и ВПР;
- результаты проведения независимых предметных и метапредметных диагностик;
- данные независимых оценок качества образования, в том числе результаты международных исследований;
- участие в образовательных олимпиадах различного уровня
Максимальная оценка данного этапа – 20 баллов.
- Оценка сведений о сложности профессиональной деятельности учителя
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Общая характеристика персонала дошкольного образовательного учреждения
Комфортное пребывание ребенка, осуществление воспитательно-образовательного процесса, в условиях ДОУ обеспечивается совместными усилиями: заведующей, старшего воспитателя, музыкального руководителя, психолога, логопеда, инструктора по физическому развитию, воспитателя, младшего воспитателя, поваров, медсестры, завхоза, кастелянши.
Большая ответственность за формирование маленький личности возлагается на воспитателя детского сада. Однако одной только эмоциональной и сердечной привязанности к детям недостаточно. Есть множество критериев, согласно которым заведующая ДОУ назначает людей на данную должность. На воспитателя возлагаются обязанности по уходу, присмотру, обучению и развитию детей ясельного и дошкольного возраста.
Воспитательница должна обладать не только педагогическими знаниями, но и быть компетентной в области детской психологии. Ведь маленький человек только начинает познавать предметный мир, сферу живой и неживой природы, учится выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми людьми, предпринимает первые попытки творческой деятельности.
При этом педагог обязан заложить в сознании ребенка правильные представления об окружающем мире, а также обеспечить развитие по таким направлениям, как познавательно-речевое, коммуникативно-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
К современным воспитателям предъявляются высокие требования: они должны иметь высшее педагогическое образование по специальности «Дошкольная педагогика и психология», стремиться к саморазвитию и повышению квалификации, знать ФГОС дошкольного образования. Работа с большим количеством детей немыслима без помощника воспитателя.
Он проводит санитарно-гигиенические мероприятия в группе, с учетом возраста детей организует работу по усвоению ими навыков самообслуживания, оказывает посильную помощь воспитателю в проведении оздоровительных процедур для детей.
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Сколько доплачивают з 1 категорию воспитателя
При кажущейся простоте, работа воспитателей детских садов является чрезвычайно важной.
Родители доверяют им своих детей, полагаясь на профессионализм и тактичность сотрудника ДОУ.
Работать с людьми сложно – это требует терпения, внимания к их нуждам и индивидуального подхода. А найти общий язык с детьми – задача ещё более сложная.
Поскольку труд воспитателей ДОУ является социально значимым, государство старается поддерживать их желание развиваться, расти в профессиональном плане, повышать творческую активность, стараться давать детям больше знаний, становиться инициаторами различных культурных мероприятий с вовлечением родителей.
Воспитатели относятся к тем категориям трудоустроенных граждан, которым полагаются различные надбавки к основной заработной плате за определенные производственные заслуги.
Одним из основных видов дополнительного материального вознаграждения педагогическим сотрудникам является доплата за получение категории, о которых и пойдет речь в статье, представленной ниже. Из данной статьи вы узнаете:
- как оформляется получение категории воспитателю после прохождения комиссии.
- каков размер доплаты воспитателям за категорию;
- какие причины являются не достаточными для того, чтобы отказать в приеме заявления воспитателя на получение категории;
- когда приемная комиссия имеет право отказать воспитателю в прохождении аттестации;
- каков порядок оформления доплаты воспитателям за категорию;
Воспитатели могут получать три разные категории: первую, вторую и высшую.
В среднем педагог дошкольного образования в стране получает 31 670 рублей. Самый высокий доход в северных регионах, минимальный — в республике Дагестан. С начала 2018 года средняя зарплата воспитателей в России упала на 5 тысяч рублей. Ниже приведена таблица исследований Росстата за 2018 год.
Наименование субъекта | Средняя заработная плата, ₽ |
Российская Федерация | 31 670 |
Центральный федеральный округ | 33 389 |
Белгородская область | 24 562 |
Брянская область | 22 359 |
Владимирская область | 26 801 |
Воронежская область | 24 451 |
Ивановская область | 21 528 |
Калужская область | 29 369 |
Костромская область | 21 947 |
Курская область | 23 545 |
Липецкая область | 25 596 |
Московская область | 53 874 |
Орловская область | 21 605 |
Рязанская область | 25 059 |
Смоленская область | 22 635 |
Тамбовская область | 22 144 |
Тверская область | 24 435 |
Тульская область | 26 927 |
Ярославская область | 27 891 |
г.Москва | 72 245 |
Северо-Западный федеральный округ | 41 255 |
Республика Карелия | 32 268 |
Республика Коми | 37 451 |
Архангельская область | 35 089 |
в том числе: | |
Ненецкий авт. округ | 65 755 |
Архангельская область без авт. округа | 33 091 |
Вологодская область | 29 010 |
Калининградская область | 29 448 |
Ленинградская область | 42 102 |
Мурманская область | 43 761 |
Новгородская область | 26 900 |
Псковская область | 22 255 |
г.Санкт-Петербург | 52 450 |
Южный федеральный округ | 25 709 |
Республика Адыгея | 21 099 |
Республика Калмыкия | 21 348 |
Республика Крым | 25 931 |
Краснодарский край | 27 648 |
Астраханская область | 24 467 |
Волгоградская область | 24 544 |
Ростовская область | 24 253 |
г. Севастополь | 28 777 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 20 769 |
Республика Дагестан | 18 443 |
Республика Ингушетия | 21 696 |
Кабардино-Балкарская Республика | 20 174 |
Карачаево-Черкесская Республика | 20 181 |
Республика Северная Осетия — Алания | 21 044 |
Чеченская Республика | 20 159 |
Ставропольский край | 23 166 |
Приволжский федеральный округ | 26 269 |
Республика Башкортостан | 28 053 |
Республика Марий Эл | 20 994 |
Республика Мордовия | 21 308 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 27 943 |
Удмуртская Республика | 25 873 |
Чувашская Республика — Чувашия | 22 500 |
Пермский край | 27 965 |
Кировская область | 21 915 |
Нижегородская область | 28 631 |
Оренбургская область | 23 504 |
Пензенская область | 26 643 |
Самарская область | 28 981 |
Саратовская область | 22 014 |
Ульяновская область | 24 638 |
Уральский федеральный округ | 37 342 |
Курганская область | 22 552 |
Свердловская область | 31 502 |
Тюменская область | 55 180 |
в том числе: | |
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра | 56 414 |
Ямало-Ненецкий авт. округ | 73 436 |
Тюменская область без авт. округов | 39 443 |
Челябинская область | 29 165 |
Сибирский федеральный округ | 29 509 |
Республика Алтай | 25 034 |
Республика Тыва | 25 122 |
Республика Хакасия | 28 305 |
Алтайский край | 21 289 |
Красноярский край | 33 299 |
Иркутская область | 32 612 |
Кемеровская область | 30 419 |
Новосибирская область | 29 175 |
Омская область | 25 656 |
Томская область | 32 901 |
Дальневосточный федеральный округ | 41 943 |
Республика Бурятия | 31 667 |
Республика Саха (Якутия) | 54 777 |
Забайкальский край | 29 012 |
Камчатский край | 61 782 |
Приморский край | 33 079 |
Хабаровский край | 36 606 |
Амурская область | 32 554 |
Магаданская область | 61 977 |
Сахалинская область | 62 563 |
Еврейская автономная область | 31 858 |
Чукотский автономный округ | 77 157 |
Какие доплаты положены учителям первой категории
Рассчитать размер оплаты по новой системе просто. Чтобы узнать, сколько доплачивают учителю за 1 категорию, необходимо величину оклада умножить на повышающий коэффициент — например, 0,2.
Пример. Учитель русского языка прошла аттестацию на первый тип квалификации и работает в школе 10 лет. В сентябре она провела занятия на дому с детьми-инвалидами. По региональному законодательству за такой труд полагается прибавление к окладу 20 %. Для нее установлены следующие параметры:
- нагрузка 20 часов в неделю;
- оклад — 7000 руб.;
- надбавка за стаж — 500 руб.;
- доплата за 1 категорию — 0,2;
- за проверку ученических работ — 0,1.
Рассчитаем за нагрузку: 7000 / 18 x 20 = 7777,78. За категорию получаем 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проведение занятий с детьми-инвалидами на дому: 7777,78 х 0,2 = 1555,56. За проверку работ: 7777,78 х 0,1 = 777,78. Добавляем еще 500 рублей за 10-летний стаж.