НК РФ Статья 333.12. Налоговые ставки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НК РФ Статья 333.12. Налоговые ставки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.

Особенности калькуляции ВН на 2023 г.: основные применяемые формулы

Калькуляция ВН производится прежним порядком по стандартной общей формуле: база налога (БН) * ставка (СН) * множитель (МН). При необходимости использования дополнительного повышающего множителя ставку калькулируют с учетом его.

Применительно к конкретной ситуации стандартный порядок подсчета может несколько видоизменяться. В процессе калькуляции могут понадобиться иные формулы.

Формулы,

для целей

применяемые калькуляции

действительной ставки

квартального ВН при заборе воды для продажи

квартального ВН по водоснабжению населения

квартального ВН при отсутствии измерительных приборов для забора воды
базовая ставка * множитель показатель объема забора воды (иное) * ставка объем забора воды * 141 рубль.

лимит * ставка * 1,1

Подсчет ВН плательщик ведет самостоятельно каждый квартал, после чего результат отображает в декларации.

Налоговые ставки водного налога и база

Налоговые ставки водного налога устанавливаются по бассейнам озер, рек, морей и экономическим районам в твердых размерах – в рублях за 1 тысячу кубовых метров воды. Полные показатели ставок представлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. При осуществлении забора воды сверх установленных лимитов, налоговая ставка в части превышения увеличивается в пятикратном размере. Налоговая база водного налога:

  • Налоговая база определяется налогоплательщиком по каждому виду водопользования отдельно по каждому объекту. Если установлены разные налоговые ставки, налоговая база определяется исходя из каждой из них.
  • При заборе воды база определяется как объем воды, который был забран за налоговый период. Объем воды определяется исходя из показаний водоизмерительных приборов, при их отсутствии рассчитывается время работы и производительности технических средств при заборе воды. Также расчет базы может быть произведен исходя из норм водопотребления.
  • Налоговая база при использовании акватории водных объектов определяется, как площадь предоставления водного пространства, которая применяется по данным лицензии на водопользование.
  • Определение налоговой базы при использовании водных объектов с целью гидроэнергетики определяется по результатам произведенной электроэнергии за налоговый период.
  • Объем произведенной древесины за налоговый период, сплавляемой в плотах, является показателем для определения налоговой базы при использовании водных объектов для сплава древесины в кошелях и на плотах.

Как правильно заполнить

Для всех налоговых отчетов действуют единые правила заполнения:

  1. Оформлять в строгом порядке — не выходить за края ячеек, заполнять темными чернилами шариковой или перьевой ручкой (для бумажных бланков).
  2. Не исправлять корректором ошибки.
  3. Не скреплять скобками, степлером или иным способом, который портит целостность бумаги.
  4. Не печатать бланк с двух сторон.
  5. Нумеровать страницы по порядку, начиная с 001.
  6. Присваивать первичной декларации номер «0- -». Корректировкам присваиваются номера по порядку — «1- -», «2- -».
  7. Указывать фактические данные за отчетный период. Сведения подаются отдельно за каждый квартал.

Теперь рассмотрим, как заполняется каждый раздел.

Номер раздела Название раздела Порядок заполнения
Титульный лист

Указываются все сведения о подотчетном лице — организации или индивидуальном предпринимателе.

Вносятся ИНН и КПП, название или Ф.И.О. налогоплательщика, основной вид экономической деятельности (код ОКВЭД), контакты и ответственное лицо.

В Письме ФНС № СД-4-3/19785@ от 19.10.2016 указано, как заполнять декларацию по водному налогу, если несколько КПП: в отчете ставят код причины постановки на учет по месту расположения водного объекта.

Прописываются реквизиты отчета: период и год, контролирующая инспекция, номер корректировки и кодировка по месту учета

Сведения о физическом лице, не являющемся ИП Заполняется для подотчетных физических лиц, действующих в некоммерческих целях
1 Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет В этом блоке идентифицируется налог: прописываются все взносы, КБК и ОКТМО для оплаты в бюджет
2 Расчет налоговой базы и суммы Здесь ведется расчет суммы налога. Блок дифференцируется на два подраздела по типу использования водных ресурсов
2.1 Расчет налоговой базы и суммы при заборе воды из водного объекта Исчисляется взнос в случае забора водных ресурсов. Указываются данные объекта: наименование скважины и номер лицензии, код водопользования (проверяется в порядке заполнения формы, приложение №4), количество изъятой воды в тысячах кубометров, лимит по лицензии и сверхлимит. Ведется расчет — лимит и превышенный объем умножаются на соответствующие ставки и на повышающий коэффициент. В последней ячейке вводится исчисленная сумма налога к уплате. Раздел 2.1 заполняется отдельно для каждого объекта и для каждой ставки
2.2 Расчет налоговой базы и суммы при использовании водного объекта, за исключением забора воды Данные формируются аналогично разделу 2.1. В этом блоке учитываются все остальные способы использования водных ресурсов, кроме забора

До какой глубины разрешение не нужно

Закон не регламентирует расстояние водного горизонта от поверхности, начиная с которого, лицензия на скважину становится обязательной. Допустимыми для использования без разрешений считаются водоносные пласты верхнего горизонта грунтовых вод, если они не являются водозаборными для населенного пункта.

Разделение уровней по высотным отметкам различается даже на участках одной территории. Нужно знать усредненные данные по количеству метров от поверхности до водоносных пластов в некоторых горных породах – значения указаны среднестатистические:

6-12 – песчанистые грунты;
18 – слои гравийных отложений;
16-44 – известняковые массивы;
45-100 и более – плотные скальные породы, создающие давление на водные залежи: скважины на этот горизонт называют артезианскими.
Из представленного списка следует, что оформлять разрешение не нужно, если глубина выработки не превышает 20 м. Другой вывод из анализа – на артезианские скважины, включая те, которые пробурены на дачах, требуется получение лицензии на недропользование. Необходимо учитывать, в скольких метрах окажется второй пласт на водах, прописанных в государственном балансе запасов, – это интервал 20-44 м. Например, в окрестностях Москвы 2 водоносный горизонт находится в 15-30 м от поверхности.

Почему он вообще возник сейчас? Для понимания этого нужно вспомнить, что недра земли (в том числе и вода) — это государственная собственность. А поскольку эти недра ограничены, а их дальнейшая разведка требует постоянного финансирования, то государство устанавливает конкретные платежи за пользование природными ресурсами. Детали регламентирует Закон «О недрах». Нас в этом законе интересует регулятор деятельности с использованием подземных вод. Потому что в общем случае все водные объекты Российской Федерации делятся Водным кодексом на наземные и подземные.

Возьмем простейший пример — дачный колодец частного дома. Он будет отнесен к участку водной подземной среды регионального значения. Ибо он использует водоносный горизонт с водой питьевого и бытового назначения, а забор воды частником в данном случае не превышает значения 500 кубометров воды в сутки.

В 50-х годах на территории теперь уже бывшего Советского Союза были созданы первые садовые товарищества. Площадь земельного участка для пользования на одного человека составляла 6 соток. Территории были не облагороженными и малоплодородными.

Земли на всех не хватало – выдавали наделы вблизи оврагов, ЛЭП. Чтобы сделать грунт пригодным для возделывания плодовых или овощных культур, человек тратил почти 20-30 лет, постепенно меняя почвенный состав, повышая плодородность. Для личных целей граждане выкапывали колодцы, поскольку о водопроводе тогда речь не шла.

В 90-х гг. государство начало контролировать освоение и использование земных недр. Однако вопрос водопользования из скважин на частных владениях до текущего года оставался не отрегулированным.

Теперь владельцы участков, где есть объекты водной среды, должны будут уплачивать государственный сбор. Однако этот факт вызывает множество протестов со стороны детей и внуков первых собственников не облагороженных земель в садовых товариществах.

Отчет по решению на водопользование
Предоставляемые сведения

Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование

Куда предоставляется

Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС

НПА

Региональное законодательство

Срок сдачи
  • до 10 апреля — за I квартал текущего года
  • до 10 июля — за II квартал текущего года
  • до 10 октября — за III квартал текущего года
  • до 10 января — за IV квартал предыдущего года
Кто предоставляет

Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод

Как предоставляется

На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП

Плата за НВОС
Наименование платежа

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Куда вносится

Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие

НПА

Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Срок внесения

до 1 марта

Кто вносит плату

Хозяйствующие субъекты, которые осуществляют деятельность на объектах НВОС:

  • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ;
  • размещение отходов.
Как вносится

На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

Водный налог: заполнение декларации за 3 квартал 2022 г.

Порядок заполнения отчета регламентирован тем же приказом № ММВ-7-3/497 в приложении 2. В нем же приводятся перечни используемых кодов.

Отчет состоит из:

  • титульного листа, содержащего сведения о декларанте, коде периода, за который отчет сдается, шифре ИФНС;
  • раздела 1, отражающего сумму налога к перечислению;
  • раздела 2, в котором непосредственно представлен расчет. В подразделе 2.1 указывают сумму налога при заборе воды, в подразделе 2.2 — при любом другом использовании ресурса.
Читайте также:  Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры

Декларацию формируют на листах, соответствующих деятельности компании. При отсутствии водопользования необходимо сдавать нулевую отчетность за весь период действия лицензии.

Пример

Заполним декларацию на основании данных предприятия ООО «Дом», качающего воду из артезианской скважины для собственных нужд. Фирма работает в Уральском округе, использует подземные воды (тариф для прочих рек и озер). Налоговая ставка, соответствующая месту расположения скважины, составляет 390 руб./1000 куб. м. воды, повышающий коэффициент в 2022 г. – 3,06. Предельное количество потребления воды в квартал по лицензии – 30 тыс. куб. м.

За 3 квартал 2022 г. потребление воды фирмой составило 33,2 тыс. куб. м. Рассчитаем налог:

  • согласно лимиту – 30 х 390 х 3,06 = 35 802 руб.
  • свыше лимита – (33,2 – 30) х 390 х 5 х 3,06 = 19 094 руб.

Сумма налога к уплате всего – 54 896 руб.

Построчное формирование отчета:

Раздел декларации

Строка

Что указать

1

010,020

КБК, ОКТМО

030

54 896 руб. (сумма налога начисленная)

2

010, 020

КБК, ОКТМО

030

Наименование объекта

040

№ лицензии

050

Код водопользования – 12082 (Приложение № 4 к Порядку заполнения)

060

Общий объем потребления воды – 33,2 тыс. куб. м

080

Код цели водозабора – 3 (иные цели – приложение № 5 к Порядку заполнения)

090

Лимит потребления – 30 тыс. куб м

100

Общий объем потребления за квартал – 33,2 тыс. куб м

101

В рамках лимита – 30 тыс. куб м

102

Сверх лимита – 3,2 тыс. куб м

110

Ставка налога при заборе в пределах лимита – 390 руб.

120

Ставка при сверхлимитном заборе – 1 950 руб. (390 х 5)

130

Коэффициент, действующий в 2022 году- 3,06

160

Сумма налога к уплате – 54 896 руб.

Фрагмент подраздела 2.1 «Расчет суммы налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта» (лист 2)

Общий объем воды, забранной --T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
из водного объекта за налоговый 060 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
период (тыс. куб. м) L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Объем воды, забранной из водного 070 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦-¦
объекта в целях, не признаваемых L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
объектом налогообложения
(тыс. куб. м)
--¬
Код цели забора воды 080 ¦2¦
L--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Лимит водопользования 090 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦6¦0¦.¦0¦0¦0¦
(тыс. куб. м) L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
Объем воды, забранной из 100 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
водного объекта, признаваемый L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
объектом налогообложения
(тыс. куб. м)
в том числе:
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
в пределах установленного 101 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦1¦0¦.¦0¦0¦0¦
лимита L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
--T-T-T-T-T-T-T-¬ --T-T-¬
сверх установленного лимита 102 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦-¦
L-+-+-+-+-+-+-+-- L-+-+--
Налоговая ставка:
--T-T-¬ --T-¬
при заборе в пределах 110 ¦3¦8¦4¦.¦0¦0¦
установленного лимита L-+-+-- L-+--
--T-T-T-¬ --T-¬
при заборе сверх 120 ¦-¦-¦-¦-¦.¦-¦-¦
установленного лимита L-+-+-+-- L-+--
--¬ --T-¬
Коэффициент, установленный 130 ¦1¦.¦3¦2¦
пунктом 1.1 статьи 333.12 L-- L-+--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--¬ --¬
Коэффициент, установленный 140 ¦-¦.¦-¦
пунктом 4 статьи 333.12 L-- L--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--T-¬
Коэффициент, установленный 150 ¦1¦0¦
пунктом 5 статьи 333.12 L-+--
Налогового кодекса
Российской Федерации
--T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-T-¬
Сумма налога, подлежащая уплате 160 ¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦-¦5¦0¦7¦0¦0¦
L-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+--

Если же вода забирается сверх установленных лимитов (соответственно, дополнительно применяется коэффициент 5), при этом цель забора воды разная, возникает вопрос: как он применяется? По нашему мнению, если в деятельности предприятия случается перерасход воды (забор воды сверх установленных лимитов), организация должна вести подробный учет водопотребления не только в части добычи, но и в части использования воды. Пример того, как цель забора воды при сверхлимитном потреблении влияет на сумму водного налога, приведен ниже.

Заполнение декларации: объемы добытой воды и ставки

Следующий важный нюанс заполнения декларации — указание объемов добытой воды. Оно осуществляется в следующем порядке:

  1. В случае если объем воды не превышает установленного лимита, показатель отражается в полях 060, 100, 101 — как фактический объем потребленной воды (в соответствии с измерениями). При этом в поле 090 прописывается лимит использования воды (он указан в лицензии).
  2. В случае если объем воды превышает лимит, то:
      в полях 060 и 100 отражается фактический объем потребленной воды;
  3. полях 090 и 101 — величина лимита по лицензии;
  4. поле 102 — объем воды, которая использована сверх лимита.
  5. В случае если плательщику не удается достоверно установить, превышен ли лимит (исходя из того, что нет данных по фактическому объему потребленной воды), в полях 060, 090, 100 и 101 прописывается указанный в лицензии лимит.

Корректность заполнения следует сверять с правилами вышеназванного Приказа. Второй правоустанавливающий документ по водному налогу – письмо ФНС под номером СД-4-3/16671 за 2021 г.

Важный пункт при формировании отчета – код водопользования. Он должен быть отражен в двух местах декларации: в подпунктах 2.1 и 2.2. Коды индивидуальны для каждого региона и классифицированы по видам деятельность подотчетных предприятий. Полный список содержится в вышеназванном письме.

Читайте также:  Повышение пенсии с 1 мая 2023 года: выплаты вырастут, но не у всех

Остальные параметры не имеют принципиальных отличий от других видов отчетности. Например, точно также используются прописные буквы. Пустые строки отмечаются прочерком.

Правила заполнения подразумевают два способа: бумажный вариант и электронная версия. Для ручного оформления используются чернила синего или сиреневого цвета. Корректировка документа недопустима – заполняется новый бланк. Изменение уже поданной декларации корректируется за подписью ответственного лица. Числовые значения указываются в рублях. Скрепление отдельных листов отчета не допускается.

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов:
– по доходам не больше 5 млн руб.
182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– с доходов сверх 5 млн руб.
(с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02130 01 1000 110 182 1 01 02130 01 2100 110 182 1 01 02130 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02140 01 1000 110 182 1 01 02140 01 2100 110 182 1 01 02140 01 3000 110
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 07000 01 1000 110 182 1 05 07000 01 2100 110 182 1 05 07000 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 07000 01 1000 110 182 1 05 07000 01 2100 110 182 1 05 07000 01 3000 110

Объектами налогообложения являются различные способы использования ресурсов ( ст. 333.19 НК РФ ):

  • забор воды;
  • пользование акваторией;
  • использование воды для гидроэнергетики;
  • сплав древесины по воде.

Нормативная технология расчета и составления налоговой декларации по водному налогу такова: взнос рассчитывается как произведение трех показателей: налоговой базы, действующей ставки и повышающего коэффициента. Налоговая база — это количество потребленной воды за отчетный период. Ставка — тариф для конкретного региона. Коэффициент — это корректирующий индекс, который меняется каждый год.

Ежеквартальный взнос в бюджет рассчитывают по формуле: налог = налоговая база × действующая ставка × корректирующий коэффициент.

Представим таблицу с коэффициентами и тарифами по водоснабжению. Эти тарифы применяются только для коммерческих целей, для бытового обслуживания граждан используется другая тарифная сетка.

Год Повышающий коэффициент Тариф за 1000 м³, руб.
2020 2,31 162
2021 2,66 186
2022 3,06 214
2023 3,52 246
2024 4,05 283
2025 4,65 326

Для определения количества использованной по лицензии воды необходимо поставить водоизмерительные приборы. Если таких приборов нет, то расчет осуществляется по базовым региональным нормативам. В порядке заполнения отчетной формы разъясняется, суточный или годовой лимит указывать при заполнении декларации по водному налогу, — указываем лимит водопользования, который закреплен в лицензии для данного вида объекта и установленной цели пользования ( п. 5.1.9 Порядка №ММВ-7-3/497@ ).

Общей ставки для расчета водного налога не установлено. Коэффициенты различаются по типу использования и географическому расположению водных объектов ( ст. 333.12 НК РФ ).

Схемы оценки качества воды

Требования к воде устанавливает Технический регламент ЕАЭС 044/2017. Этот норматив предусматривает несколько схем подтверждения качества для воды.

Схема
Лабораторные испытания + + + + +
Производственный контроль + + +
Сертификация системы менеджмента +

При схемах 1Д, 3Д и 6Д заявителем может выступать изготовитель, либо уполномоченное им лицо. Если речь идет о схемах 2Д и 4Д, то заявителем может являться изготовитель, уполномоченное им лицо или продавец.


Похожие записи:

Добавить комментарий