Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мораторий на проверки ККТ в 2023 — отменяется с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правила выбора ККТ в 2023 году не отличаются от советов, которые можно было увидеть в предыдущие годы. Кассовый аппарат по-прежнему нужно подбирать исходя из потребностей бизнеса, а чтобы не переплатить, нужно внимательно изучать тарифы банка и в целом быть в курсе, какие сопутствующие расходы, связанные с обслуживанием онлайн-кассы могут возникать у предпринимателя.
- Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
- Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
- Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.
Реестр ККТ — документ, содержащий данные о каждой модели устройств. В списке присутствуют только кассы, работающие согласно нормам, установленным законодательством. Корпус устройств оснащен специальным отсеком для установки фискального накопителя (ФН). Присутствуют модули для получения доступа к интернету. Данные о проведенных операциях проходят шифрование в ФН, а затем передаются ОФД в режиме онлайн. Это позволяет налоговой службе получать необходимые сведения и контролировать денежный оборот на территории РФ.
Аналогичный реестр предусмотрен для ФН. Его также контролирует налоговая служба. Необходимо использовать только те устройства, которые содержатся в соответствующем госреестре.
Несмотря на то, что все модели касс, входящие в госреестр ККТ, должны обеспечивать подключение к интернету, в отдельных случаях законодательство допускает их использование без обязательной онлайн-передачи данных. Например, при работе в местности, удаленной от сетей связи.
При использовании онлайн-кассы, которая не входит в госреестр, предусмотрены такие же штрафы, как и за неприменение ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ). Для должностных лиц размер взыскания составляет от 25 от 50 % от суммы проведенных расчетов, но не меньше десяти тысяч рублей. Для юрлиц размер штрафов колеблется в промежутке 75–100 % от суммы расчетов (не меньше тридцати тысяч рублей).
Поправки в Закон № 54-ФЗ для продавцов товаров, которые подлежат маркировке
С 29.12.2022 г. действует Закон от 29.12.2022 г. № 597-ФЗ, на основании которого скорректирован Закон № 54-ФЗ по онлайн-кассам. При реализации маркированных товаров через онлайн-кассу разрешено не оформлять запрос о маркировочном коде, а в уведомлении о реализации маркированного товара взамен маркировочного кода указывать код товара — GTIN.
Указанное правило действует в следующих сценариях:
- реализация через торговый автомат;
- реализация в общепите с выдачей товара до или после момента расчета. К примеру, напиток оплачен через терминал, а заказ получен позже, на кассе;
- реализация юрлицу или ИП при оплате наличными или картой.
Ответственность за нарушения, связанные с онлайн – кассами
Какая ответственность наступает для налогоплательщиков при нарушениях в применении касс? Рассмотрим в таблице.
Нарушение | Ответственность предпринимателя | Ответственность юридических лиц |
Работа без кассы после 1 июля 2023 года | Штраф не менее 10000 рублей или от четверти до половины дохода | Штраф не менее 30000 рублей или от 75% до 100% дохода |
Повторное нарушение при сумме продаж более 1000000 рублей | Приостановка деятельности до 3 месяцев, лишение руководителя возможности занимать должность на срок от 1 до 2 лет | |
Касса не соответствует требованиям закона | Предупреждение или штраф от 1500 до 3000 рублей | Предупреждение или штраф от 5000 до 10000 рублей |
Чек не выдан или не отправлен в электронном виде | Предупреждение или штраф 2000 рублей за каждый чек | Предупреждение или штраф 10000 рублей за каждый чек |
Итак, законодательство допускает применение при наличных расчетах модели кассового аппарата, исключенной из Госреестра. Учитывая то, что бывшая в употреблении техника, как правило, обходится дешевле, нежели новая, закономерно возникает вопрос: а не сэкономить ли, купив уже не значащуюся в Реестре технику у иного хозяйствующего субъекта, обзаведшегося более новой моделью?
К сожалению, данный маневр на практике вряд ли пройдет. Этот вывод, в частности, следует из разъяснений Минфина России от 16 июля 2008 г. N 03-01-15/9-267, от 7 июня 2006 г. N 03-01-15/4-124. В них эксперты финансового ведомства прямо указывают, что контрольно-кассовая техника, исключенная из Госреестра, пусть даже с неистекшим нормативным сроком амортизации, приобретенная у лица, которому она ранее принадлежала, не подлежит регистрации в налоговой инспекции. Собственно говоря, аналогичное правило впоследствии было закреплено и в Административном регламенте по регистрации кассовых аппаратов налоговиками, утвержденном Приказом Минфина от 10 марта 2009 г. N 19н. Пунктом 22 данного документа установлены случаи, когда государственная функция по постановке кассовой техники на учет не может быть исполнена, и среди них в том числе поименовано предъявление для регистрации модели ККМ, не включенной в Государственный реестр ККТ или исключенной из него.
Обязательные реквизиты кассового чека
Ниже — сокращенный список реквизитов чека, что нужно печатать на каждом документе, подтверждающем продажу:
- Название документа.
- Порядковый номер документа за смену.
- Дата, время проведения расчета.
- Место, адрес, где происходит расчет в зависимости от места его проведения (почтовый адрес здания, либо наименование, номер транспортного средства и адрес организации (ИП), либо адрес сайта).
- Название организации (фамилия, имя, отчество ИП) и ИНН.
- Применяемая система налогообложения.
- Признак расчета (приход, возврат прихода, расход, возврат расхода).
- Наименование товаров, работ, услуг, их количество, цена за единицу, стоимость, ставка налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда расчет производится пользователем, не являющимся плательщиком НДС или освобожденным от НДС, а также при расчетах за товары, не подлежащие налогообложению НДС).
- Сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС.
- Форма расчета (наличные деньги, электронный платеж), сумма оплаты наличными деньгами и (или) электронно.
- Должность и фамилия лица, осуществившего расчет с покупателем, оформившего кассовый чек и выдавшего его покупателю (за исключением расчетов, произведенных через автоматические устройства, применяемых, в том числе и при расчетах в безналичном порядке в интернете).
- Регистрационный номер ККТ.
- Заводской номер фискального накопителя.
- Фискальный признак документа.
- Порядковый номер фискального документа.
- Адрес сайта ОФД, где в дальнейшем можно будет проверить факт записи этого расчета и подлинности фискального признака.
- Телефон или адрес электронной почты покупателя (в случае передачи ему кассового чека в электронной форме).
- Адрес электронной почты отправителя кассового чека в электронной форме (в случае передачи покупателю кассового чека электронно).
- Номер смены.
- Фискальный признак сообщения (для кассовых чеков, хранимых в фискальном накопителе или передаваемых ОФД).
- QR-код.
- Номер версии ФФД (для электронной формы).
- Признак способа расчета (может не включаться в печатную форму при полном расчете, а в электронный чек — при полном расчете и только в ФФД 1.05).
- Код формы фискального документа (для электронной формы).
- Код товара. Этот реквизит включает идентификационный код для товаров, которые подлежат обязательной маркировке.
- Сумма акциза (для подакцизной продукции).
- Регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за импортный товар).
По статье 14.5 КоАП предусмотрены следующие штрафы за нарушения в связи с использованием ККТ:
Нарушение / Размер штрафа или наказание | Организация | ИП или должностное лицо |
Приняли оплату без ККТ впервые | 75-100% от суммы, минимум 30 тыс. руб. | 25-50% от суммы, минимум 10 тыс. руб. |
Приняли оплату без ККТ повторно, и общие расчеты без ККТ превысили 1 млн руб. | Приостановление работы до 90 суток | Приостановление работы до 90 суток, для должностного лица — дисквалификация до 2 лет |
Использовали устаревшую или незарегистрированную ККТ | Предупреждение или штраф 5-10 тыс. руб. | Предупреждение или штраф 1,5-3 тыс. руб. |
Не выдали бумажный или электронный чек или фискальный БСО | Предупреждение или штраф 10 тыс. руб. | Предупреждение или штраф 2 тыс. руб. |
Не выдали чек или БСО пассажиру на транспорте | 30 тыс. руб. | 10 тыс. руб. |
ПСН, общепит и алкоголь
ПСН могут применять ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м по каждому объекту организации общественного питания. Это установлено подпунктом 47 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ.
К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ (подпункт 13 пункта 3 статьи 346.43 НК РФ). Подпунктом 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ подакцизными товарами признается алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%. Если через объект организации общественного питания реализуются приобретенные для последующей реализации подакцизные товары, перечисленные в подпункте 3 пункта 1 статьи 181 НК РФ, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без такой упаковки, то такая предпринимательская деятельность относится к услугам общественного питания, в отношении которых может применяться ПСН.
Таким образом, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания (включая реализацию покупных алкогольных напитков) через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. м, могут применять ПСН.
Минфин России разъяснил это в письме от 05.02.2015 № 03-11-12/4619. Аналогичные разъяснения ведомство приводит в письме от 04.05.2016 № 03-11-12/25886.
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов: – по доходам не больше 5 млн руб. |
182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
– с доходов сверх 5 млн руб. (с превышения) |
182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) | 182 1 01 02010 01 1000 110 | 182 1 01 02010 01 2100 110 | 182 1 01 02010 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02020 01 1000 110 | 182 1 01 02020 01 2100 110 | 182 1 01 02020 01 3000 110 |
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой | 182 1 01 02080 01 1000 110 | 182 1 01 02080 01 2100 110 | 182 1 01 02080 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02130 01 1000 110 | 182 1 01 02130 01 2100 110 | 182 1 01 02130 01 3000 110 |
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) | 182 1 01 02140 01 1000 110 | 182 1 01 02140 01 2100 110 | 182 1 01 02140 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
С реализации в России | 182 1 03 01000 01 1000 110 | 182 1 03 01000 01 2100 110 | 182 1 03 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров из стран – участниц Таможенного союза – через налоговую инспекцию | 182 1 04 01000 01 1000 110 | 182 1 04 01000 01 2100 110 | 182 1 04 01000 01 3000 110 |
При импорте товаров – на таможне | 153 1 04 01000 01 1000 110 | 153 1 04 01000 01 2100 110 | 153 1 04 01000 01 3000 110 |
Назначение | Текущий платеж или долг | Пени | Штраф |
В федеральный бюджет (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01011 01 1000 110 | 182 1 01 01011 01 2100 110 | 182 1 01 01011 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ (кроме консолидированных групп налогоплательщиков) | 182 1 01 01012 02 1000 110 | 182 1 01 01012 02 2100 110 | 182 1 01 01012 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01013 01 1000 110 | 182 1 01 01013 01 2100 110 | 182 1 01 01013 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для консолидированных групп налогоплательщиков | 182 1 01 01014 02 1000 110 | 182 1 01 01014 02 2100 110 | 182 1 01 01014 02 3000 110 |
В федеральный бюджет для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01015 01 1000 110 | 182 1 01 01015 01 2100 110 | 182 1 01 01015 01 3000 110 |
В бюджеты субъектов РФ для международных холдинговых компаний | 182 1 01 01016 02 1000 110 | 182 1 01 01016 02 2100 110 | 182 1 01 01016 02 3000 110 |
Налог на прибыль, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, мобилизуемый на территориях муниципальных округов | 182 1 09 01020 14 1000 110 | 182 1 09 01020 14 2100 110 | 182 1 09 01020 14 3000 110 |
С доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в России через постоянное представительство | 182 1 01 01030 01 1000 110 | 182 1 01 01030 01 2100 110 | 182 1 01 01030 01 3000 110 |
С доходов российских организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01040 01 1000 110 | 182 1 01 01040 01 2100 110 | 182 1 01 01040 01 3000 110 |
С доходов иностранных организаций в виде дивидендов от российских организаций | 182 1 01 01050 01 1000 110 | 182 1 01 01050 01 2100 110 | 182 1 01 01050 01 3000 110 |
С дивидендов от иностранных организаций | 182 1 01 01060 01 1000 110 | 182 1 01 01060 01 2100 110 | 182 1 01 01060 01 3000 110 |
С процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам | 182 1 01 01070 01 1000 110 | 182 1 01 01070 01 2100 110 | 182 1 01 01070 01 3000 110 |
С процентов по облигациям российских организаций | 182 1 01 01090 01 1000 110 | 182 1 01 01090 01 2100 110 | 182 1 01 01090 01 3000 110 |
С прибыли контролируемых иностранных компаний | 182 1 01 01080 01 1000 110 | 182 1 01 01080 01 2100 110 | 182 1 01 01080 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые после 1 января 2023 года являлись участниками консолидированных групп налогоплательщиков (кроме
налогоплательщиков, производящих газ природный в сжиженном состоянии из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр) |
182 1 01 01102 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01102 01 3000 110 |
Налог на прибыль налогоплательщиков, которые до 1 января 2023 года являлись участниками консолидированной группы налогоплательщиков, с природного газа в сжиженном состоянии, произведенного из газа природного в газообразном состоянии, добытого на определенных участках недр федерального значения или расположенных на полуостровах Ямал или Гыданский и прилегающей акватории по выданной лицензии | 182 1 01 01101 01 1000 110 |
– |
182 1 01 01101 01 3000 110 |
Реестр ККТ – это документ, в котором содержится информация о моделях касс. В список включены устройства, которые соответствуют нормам законодательства. В корпусе кассы должен быть специальный отсек, с помощью которого устанавливается фискальный накопитель (ФН), и модуль для получения доступа к интернету. Фискальный накопитель предназначен для шифрования проведенных операций, данные о которых передаются ОФД в режиме онлайн, что позволяет налоговой службе контролировать денежный оборот на территории РФ.
Для ФН предусмотрен аналогичный реестр, который, как и реестр ККТ, контролирует налоговая служба. Используемые устройства должны содержаться в соответствующем госреестре, использование остальных устройств запрещено.
Все модели касс, данные о которых зафиксированы в госреестре ККТ, должны иметь доступ к интернету, однако законодательство допускает в отдельных случаях использование устройств без подключенной онлайн-передачи данных. Это допускается в отдаленных местностях, где существуют проблемы с интернет-соединением и другими связями.
Когда, куда и почему к вам придет с проверкой ФНС
Важно: пока нет четких инструкций и положений по проведению проверок, есть один большой минус — нет регламента, значит и нарушить его нельзя. Так считает не только ФНС, но и суды. Поэтому если по вашему мнению, инспектор был в чем-то не прав, а полученные доказательства нарушения недопустимые, т.к. получены с нарушением порядка проведения проверки, то этим аргументов вы не не сможете оперировать в суде, он его просто не примет во внимание.
Конечно с проверками приходят на торговые точки или офисы, где осуществляется продажа. Адреса указаны в карточках учета ККТ. Проверить могут вообще любую торговую точку, например, в ходе рейда или по жалобе покупателя на отсутствие кассы у продавца.
Обратите внимание, что ИП, несмотря на упрощенный учет и возможность не вести кассовую книгу, не избегут проверок. Во-первых, налоговиков может интересовать соблюдение лимита расчета наличными с другими иИП и компаниями. Во-вторых, могут попросить предоставить КУДиР, потому что в ней то ИП должны фиксировать операции.
На вопрос почему к вам может заявится проверка мы уже в принципе ответили, причины это:
Следите за работой своих торговых точек или интернет-магазина в единой системе. Ведите учет товаров, смотрите историю покупок, интегрируйте МойСклад с 1С: Бухгалтерией, CRM или другими программами и системами.