Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Создание комиссии по трудовым спорам на предприятии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под трудовыми спорами, согласно ТК РФ, понимаются не все разногласия между работодателем и работником. Они приобретают статус спора только после того, как поступили на разрешение уполномоченного органа. В этой связи важно выделит стадии возникновения рассматриваемого явления.

Понятие, виды и причины трудовых споров

Трудовые споры «зарождаются» поэтапно:

  1. Нарушение трудового права работника (или работников).
  2. Оценка ситуации сторонами, то есть возникновение разногласий.
  3. Попытка разрешить спорную ситуацию без привлечения третьей стороны (досудебный этап).
  4. Обращение в юрисдикционный орган, уполномоченный рассматривать и разрешать спорные ситуации в сфере трудовых правоотношения.

Именно на четвертой стадии возникшие разногласия приобретают статус трудового спора.

Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.

КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.

В КТС входит одинаковое количество представителей работников и работодателей. Оно не регулируется законодательными нормами и определяется взаимным соглашением. Его нужно направить членам комиссии по индивидуальным трудовым спорам в период до 10 дней после того, как те получат письменное извещение о ее образовании.

Представителей работодателя назначает руководитель. Чаще всего он останавливает свой выбор на старших менеджерах структурных подразделений, кадровой службы, администрации, юристах. Они должны дать свое согласие и ознакомиться с соответствующим приказом.

Представители работников могут быть делегированы профсоюзом с дальнейшим утверждением на общем собрании или избраны непосредственно на нем. Неважно, какую они выполняют работу и состоят ли в профсоюзе.

КТС можно формировать на конкретный период времени или бессрочно. Условия надо отразить в решении и в приказе руководства.

Комиссия может быть создана в филиалах и подразделениях. В ТК не сказано, должны ли те быть обособленными. Фактически их реально организовать даже в отделе или цехе. Они не относятся к КТС фирмы и при вынесении решений ей не подчиняются. Формируются и работают так же, но разбирают относящиеся к их структурным подразделениям индивидуальные трудовые споры с сотрудниками и не занимаются вопросами, связанными с компетенцией руководства.

Председатель, его зам и секретарь избираются из состава состоящих в органе людей. Он должен иметь собственную печать. Работодатель по закону отвечает за его организационно-техническое обеспечение и обязан предоставить необходимые канцелярские принадлежности, офисную технику, помещение и все, что будет нужно для осуществления нормальной деятельности. Заниматься делопроизводством может любой член коллектива.

Как рвзрешить разногласие членам комиссии

Проявить инициативу вправе как отдельный сотрудник, так и представительный орган (ст. 384 ТК РФ). Представительный орган или руководитель, получившие письменное заявление о создании КТС, обязаны в течение 10 дней направить своих представителей для согласования всех вопросов с инициатором. Эта обязанность указана в ст. 384 ТК РФ.

Количество членов законодательно не определено, указано только, что их количество от обеих сторон должно быть равным. Кроме того, администрация обязана обеспечить материально-техническую базу деятельности. Таким образом, комиссии по трудовым спорам состоят из представителей администрации и представительского органа коллектива в равных долях (ст. 384 ТК РФ).

Приказ издается по форме, утвержденной в организации, унифицированный бланк на такой случай не предусмотрен. В текст приказа включите все обязательные для распорядительного документа реквизиты:

  • место и дату составления;
  • наименование, указание на причину издания;
  • утвержденные решения: о создании, назначении состава, выделении помещения и иных материальных ресурсов;
  • состав поименно с указанием, от кого действует конкретный член;
  • подпись руководителя;
  • отметку о письменном ознакомлении всех членов.
Общество с ограниченной ответственностью «Статус» (ООО «Статус»)

640000, г. Курган, ул. Красномаячная, 7

ПРИКАЗ № 11

о создании комиссии по трудовым спорам

Деятельность комиссии по трудовым спорам

Ответственный секретарь КК должен:

При подаче апелляции о нарушении Порядка:

принять от члена ГЭК апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ГИА (форма ППЭ-02) и протокол рассмотрения апелляции о нарушении Порядка с заключением комиссии о результатах проверки сведений, изложенных в апелляции (форма ППЭ-03);

отметить поступление апелляции в журнале регистрации апелляций;

поставить регистрационный номер в соответствующих полях форм ППЭ-02 и ППЭ-03;

сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем КК;

передать формы ППЭ-02 и ППЭ-03 председателю КК.

При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается непосредственно в КК:

предоставить участнику экзаменов в двух экземплярах форму апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 1-АП) и оказать помощь участнику экзаменов при ее заполнении;

отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующих полях формы 1-АП регистрационный номер;

передать один экземпляр формы 1-АП с пометкой о принятии участнику экзаменов, другой экземпляр указанной формы оставить в КК.

При подаче апелляции о несогласии с выставленными баллами, если апелляция подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА и ознакомлен с результатами ГИА, либо в организацию, определенную ОИВ в качестве места подачи апелляций о несогласии с выставленными баллами для участников экзаменов (выпускников прошлых лет), участвовавших в сдаче ЕГЭ:

Читайте также:  Пенсия по старости без трудового стажа — будет ли вообще?

принять апелляцию от руководителя организации (форма 1-АП). Передача формы 1-АП по цифровым каналам связи осуществляется только при обеспечении соответствующей защиты персональных данных и информационной безопасности;

отметить поступление апелляции в журнале регистрации и поставить в соответствующем поле формы 1-АП регистрационный номер;

сформировать график рассмотрения апелляций с обязательным указанием даты, места и времени рассмотрения апелляции и согласовать указанный график с председателем КК;

оставить форму 1-АП в КК.

При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами участником экзаменов, если заявление об ее отзыве подается непосредственно в КК:

принять у участника экзаменов письменное заявление об отзыве поданной апелляции, при этом данное заявление составляется в 2-х экземплярах: один экземпляр остается у участника экзаменов, второй экземпляр направляется в КК;

зафиксировать в журнале регистрации апелляций;

сообщить о поступивших заявлениях председателю КК;

внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.

При отзыве апелляции о несогласии с выставленными баллами, если заявление об ее отзыве подается в образовательную организацию, в которой участник экзаменов был допущен в установленном порядке к ГИА:

принять от руководителя организации заявление участника экзаменов об отзыве поданной апелляции;

зафиксировать в журнале регистрации апелляций;

сообщить о поступивших заявлениях председателю КК;

внести соответствующие корректировки в график рассмотрения апелляций.

Для организации рассмотрения апелляции о нарушении Порядка:

сообщить членам КК о времени рассмотрения апелляции;

подготовить и передать председателю, членам КК копии форм ППЭ-02 и ППЭ-03;

присутствовать во время рассмотрения апелляции;

оформить решение КК в протоколе рассмотрения апелляции о нарушении Порядка (форма ППЭ-03) в графе «Решение конфликтной комиссии субъекта Российской Федерации»;

передать копии формы ППЭ-03 в ГЭК и РЦОИ.

Для организации рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами:

Решения в комиссии по проведению спецоценки принимают большинством голосов, где голос председателя — решающий. Если большинство согласились с результатами спецоценки, отчет подписывают все члены комиссии. Если кто-то из комиссии не согласен с результатами, высказать свою позицию он может через особое мнение. Документ готовят в письменной форме и прилагают к отчету (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; далее — Закон № 426-ФЗ).

Особое мнение может составить любой участник комиссии по проведению спецоценки. Чаще всего документ составляют члены профсоюза или другого органа, который представляет интересы работников в организации. Документ приобщают к отчету о СОУТ, а член комиссии, который его составил, подписывает отчет с пометкой «С особым мнением». Дополнительно делают запись в протоколе заседания комиссии, если его ведут.

Члены комиссии составляют особое мнение, чтобы письменно зафиксировать то, что они не согласны с результатами СОУТ. Представители профсоюза таким образом подтверждают, что они против сокращения гарантий и компенсаций. Для них это важно, так как основная функция профсоюза — защищать права сотрудников в отношениях с работодателем.

Пример. На предприятии провели СОУТ. На некоторых рабочих местах изменился класс условий труда по сравнению с предыдущими результатами аттестации рабочих мест: с вредных «3.1» до допустимых «2». При этом фактически условия труда для работников не изменились, улучшения были только на бумаге. Чтобы защитить право работников на повышенную оплату труда, представитель профсоюза из комиссии по проведению СОУТ составил мотивированное особое мнение к отчету.

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ.

С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.
Читайте также:  Человек смертен не внезапно: ВС объяснил нюансы составления завещания

Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством .

При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).

Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.

Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.

Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:

  1. Положение и порядок о работе комиссии.
  2. Приказ о создании комиссии.

Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.

В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:

  1. Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
  2. Порядок ознакомления с материалами по закупке.
  3. Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
  4. Порядок привлечения сторонних экспертов.
  5. Каким образом определяется объективность принятых решений.
  6. Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
  7. Как фиксируются решения комиссии.
  8. Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
  9. Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.

Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.

Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.

Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:

  • реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
  • результаты рассмотрения поданных заявок;
  • решение комиссии по каждой заявке;
  • при необходимости – причины признания закупки несостоявшейся;
  • прочая информация.

Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.

Законодатель дает весьма расплывчатое определение «протокола разногласий», подразумевая под ним акцепт на иных условиях (ст. 445 ГК РФ).

Учитывая, что акцепт должен быть безоговорочным (438 ГК РФ), протокол разногласий – это исключение из общих правил, ведь он позволяет одновременно и согласиться с предложением оферента, и изменить некоторые условия оферты. Протокол разногласий – это сразу и частичный отказ от оферты, и «неполный» акцепт, и новая оферта. Говоря простыми словами, НАПРАВЛЯЯ КОНТРАГЕНТУ ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ, ВЫ СОГЛАШАЕТЕСЬ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР, НО С ПОПРАВКАМИ. Если контрагент подписывает протокол, он подтверждает, что дискуссионные пункты будут действительны не в начальной редакции договора, а в редакции протокола. Так, между контрагентами возник спор о сумме пени, подлежащей уплате покупателем за задержку денежных переводов за полученную продукцию. Ответчик заявил, что неустойка в 346 616 рублей завышена и не соответствует последствиям нарушения обязательств. Но суд посчитал, что пеню рассчитали верно – согласно условиям из протокола разногласий (1). ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ – ЭТО ЧАСТЬ ОСНОВНОГО ДОГОВОРА, ЕГО СИЛА РАВНА СИЛЕ ДОГОВОРА.

Понятие коллективных трудовых споров

В предыдущей главе указывалось, что трудовые споры подразделяются на индивидуальные и коллективные. Статья 398 ТК РФ определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Таким образом, коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных как по субъектному составу, так и по предмету спора.

Коллективные трудовые споры возникают либо в ходе коллективных переговоров по заключению коллективного трудового договора, либо в результате принятия локальных правовых актов, содержащих нормы трудового права, либо в результате выдвижения работниками требований, касающихся условий труда.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. Посредник — это третье, незаинтересованное лицо. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Федеральную службу по труду и занятости за рекомендацией кандидатуры посредника, однако рекомендации службы для сторон не обязательны. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных посредников ежегодно составляет списки лиц, предлагаемых к привлечению в качестве посредников при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей после согласования с лицами, предлагаемыми в качестве посредников. Как правило, в число посредников службой включаются лица, обладающие специальными знаниями и практическим опытом в области социально-трудовых отношений (работники органов по труду, ученые и общественные деятели), имеющие опыт работы в области трудовых отношений, социологии, психологии, экономических и правовых аспектов трудовых отношений и т.д.

Читайте также:  До скольки можно шуметь в Ярославле

Преимущества рассмотрения споров в КТС

Трудовое право регулирует область взаимоотношений работодателей и подчиненных, но не всегда директивы закона соблюдаются по факту.

Лица, чьи интересы были ущемлены, правомочны отстаивать свои права всеми доступными способами.

К ним можно отнести:

  1. Попытки самостоятельного ведения переговоров с руководством.
  2. Заявление в комиссию по трудовым спорам.
  3. Обращение с жалобой в Государственную трудовую инспекцию.
  4. Заявление в прокуратуру.
  5. Обращение с иском в судебные органы.

Значительная часть конфликтных ситуаций возникает из-за элементарного незнания норм законодательства.

Когда не получается выстроить конструктивный диалог с руководством, обращение в КТС является оптимальным вариантом.

Не вынося проблему за стены организации, стороны получат возможность разрешить конфликт лучшим способом.

К основным преимуществам данного метода досудебного урегулирования спорных ситуаций можно отнести:

  • бесплатность и доступность;
  • объективность рассмотрения на основании норм действующего законодательства;
  • значительная быстрота рассмотрения, принятия решений и их последующего исполнения;
  • эффективность ввиду обязательности исполнения вынесенных вердиктов КТС.

Невзирая на то, что законодательством не предусмотрено обязательное создание КТС, руководителям компаний, чей штат превышает 15 человек.

Крайне желательно создать комиссию на постоянной основе.

Авторитет руководства будет выше, если служащие будут знать, что в организации строго соблюдаются нормы трудового законодательства и любой инцидент будет не предвзято рассмотрен членами КТС.

Полномочия и компетенция

Полномочия у комиссии довольно широкие. Деятельность комиссии не может корректироваться какими-либо иными организациями. Комиссия может и должна заниматься любыми проблемами, с которыми к ней обращаются сотрудники предприятия. Но, полномочия комиссии охватывают только территорию конкретного предприятия, они не могут выходить за рамки.

Помимо того, что комиссия трудится во благо эффективных отношений в коллективе организации, она также может разрешать споры с уволившимися сотрудниками. Данное действие основано на возникшей проблеме между руководителем организации и бывшим работником. Чаще всего на счету сотрудника имеются определенные нарушения трудовой дисциплины.

Помимо этого, призвать на помощь комиссию по трудовым спорам могут те граждане, которых не приняли на работу в организацию, но не смогли внятно объяснить причины.

Другой комментарий к Ст. 402 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовой кодекс закрепляет подробную технологию рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия является обязательным первым этапом рассмотрения любого коллективного трудового спора. Это означает, что ее создание необходимо не только при рассмотрении споров, возникающих в рамках отдельно взятой организации (работодателя), но и на любом другом уровне (вне организации) — на уровне отрасли, территории, региона и т.д.

2. Законодатель предусматривает достаточно жесткие сроки, в пределах которых должна быть создана примирительная комиссия, — до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

3. Поскольку примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе, то для того, чтобы она была создана на уровне организации (работодателя), необходимо наличие совместного решения о создании комиссии, которое оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

На уровнях выше локального решения о создании примирительных комиссий оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

4. Участие в создании примирительной комиссии и работа в ней являются обязанностью сторон коллективного трудового спора, которые не могут уклоняться от выполнения этой обязанности.

5. Примирительная комиссия рассматривает спор в срок до 5 рабочих дней с момента издания актов о ее создании. При взаимном согласии сторон этот срок может быть продлен, что оформляется протоколом.

6. Примирительная комиссия самостоятельно определяет порядок своей работы. Результаты работы могут выразиться в двух вариантах.

Если стороны пришли к соглашению, то принятое решение оформляется протоколом. В нем стороны самостоятельно определяют порядок и сроки исполнения решения, которое имеет для них обязательную силу.

Возможен другой вариант: стороны не достигают согласия. В этом случае стороны обязаны продолжить примирительные процедуры, определяя в рамках дальнейших переговоров возможность приглашения для рассмотрения спора посредника или принятия решения о создании трудового арбитража.

7. Существенную помощь сторонам спора на этой стадии могут оказать Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 57. Они могут применяться в той части, в которой не противоречат действующей редакции ТК РФ.

Порядок рассмотрения жалобы?

Ст. 385 ТК РФ также указывает на то, что ситуации могут рассматриваться через КТС только тогда, когда между сторонами нет взаимопонимания. Порядок рассмотрения жалобы установлен ст. 387 ТК РФ и предполагает следующий алгоритм действий, реализуемых сторонами:

  • регистрация документа, представленного гражданином, в специальном журнале;
  • рассмотрение заявления сотрудника, принятое КТС к рассмотрению, в течение 10 суток;
  • истребование дополнительной документации, а также консультация специалистов, при необходимости получения информации;
  • обсуждение конфликта с обеими сторонами или их доверенными лицами (представителями);
  • принятие итогового решения посредством тайного голосования (по большему числу голосов).

КТС формируется из равного количества лиц, представляющих каждую сторону. Такой способ позволяет достичь необходимого паритета и принять объективное решение.


Похожие записи:

Добавить комментарий