ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Обязанности социального работника

Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:

  • Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
  • Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
  • Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
  • Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
  • Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
  • Оплата жилья и коммунальных услуг.
  • Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
  • Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
  • Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
  • Помощь в получении образования и устройстве на работу.
  • Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
  • Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
  • Психологическая поддержка.

Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:

  • Оказание экстренной доврачебной помощи.
  • Наблюдение за состоянием здоровья.
  • Выполнение некоторых медицинских процедур.
  • Кормление.

Расчет дохода для оказания государственной социальной помощи

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи установлен соответствующим Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).

В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

— военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащие, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

— лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

— лица, находящиеся на полном государственном обеспечении.

Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей государственной социальной помощи рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы, полученные семьей или одиноко проживающим гражданином от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном статьей 40 части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В указанные доходы не включаются плоды и продукция, которые получены на земельном участке и использованы для личного потребления членов семьи или одиноко проживающего гражданина.

Доходы каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сумма заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренная системой оплаты труда и выплачиваемая по результатам работы за месяц, учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина в месяце ее фактического получения, который приходится на расчетный период. При иных установленных сроках расчета и выплаты заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, сумма полученной заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, делится на количество месяцев, за которые она начислена, и учитывается в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются в его доходах или в доходах его семьи исходя из размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

Доходы, полученные от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства, учитываются в сумме доходов семьи или одиноко проживающего гражданина исходя из утверждаемых в субъектах Российской Федерации нормативов чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции.

Суммы доходов от сдачи в аренду (наем) недвижимого и иного имущества делятся на количество месяцев, за которые они получены, и учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина за те месяцы, которые приходятся на расчетный период.

Читайте также:  На сколько дней дают больничный при ОРВИ в 2023 году?

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

Социальное обеспечение включает: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни.

Неотъемлемая часть социального обеспечения – предоставление нуждающимся гражданам социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.

Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.

В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).

Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.

Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.

Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.

Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).

Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Определение 5

Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.

Пример 1

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

  • граждане, имеющие инвалидность;
  • пожилые граждане, лишенные способности обслуживать себя;
  • дети, потерявшие родителей, безнадзорные и беспризорные дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, находящиеся в социально-опасном положении;
  • малоимущие граждане;
  • граждане, потерявшие жилье;
  • женщины, подвергшиеся физическому и психологическому насилию;
  • граждане, оказавшиеся в эпицентре катастроф, стихийных бедствий, войн, беженцы, вынужденные переселенцы.

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

  • малоимущие;
  • имеющие в своем составе детей-сирот;
  • состоящие из пожилых людей;
  • оказавшиеся в чрезвычайной ситуации;
  • имеющие детей-инвалидов;
  • имеющие детей с умственными, физическими и психическими отклонениями.

Целевой принцип помощи

А главное, что деньги должны быть потрачены по целевому принципу, например, если человек без работы, то и помочь ему надо так, чтобы работать начал, на себя, например, а не просто выделить деньги, проесть их за какое-то время и опять на том же месте, условно, с протянутой рукой.

Именно такой подход предполагает социальный контракт, как адресная социальная помощь нуждающимся, которая включает целый перечень мероприятий, помогающая людям в сложной жизненной ситуации и помощь в определении постоянного источника дохода.

Среди разнообразных форм соцконтракта может быть и целевая денежная выплата, но обязательно направленная на конкретную цель.

Потому при заключении контракта совместно с соцработником человек составляет индивидуальную программу социальной адаптации.

В ней четко расписывается куда, на что и как планируется потратить выделяемую помощь, в зависимости от жизненной ситуации. Именно этим соцконтракт отличается от адресных пособий.

Социальная поддержка по законодательству субъектов РФ

В качестве примера социальной поддержки «региональных льготников» (ветеранов труда и др.) приведем законодательство г. Москвы.

В соответствии Законом г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы» деятельность по предоставлению мер социальной поддержки основана на тех же принципах, что и на федеральном уровне. Кроме того, применяется принип адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

Право на социальную поддержку имеют следующие категории граждан из числа пенсионеров:

1) труженики тыла, т.е. лица, проработавшие в тылу в период с 22.06.1941 г. по 09.05.1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, – дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна – самая высокая по размеру.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:

Читайте также:  Россияне получат перерасчет пенсий и доплату за предыдущие годы: подробности

Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:

Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).

Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.

Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:

К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:

Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.

Краткая характеристика видов социальной помощи

Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам. Социальное пособие — это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств. Субсидия — целевое назначение оплаты материальных благ, предоставляемых гражданам, или оказываемых услуг. Компенсация — это возмещение расходов, произведенных людьми. Закон предусматривает, кроме денежных выплат, возможность оказания помощи в натуральной форме. То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.

Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.

Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:

— денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);

— натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).

Государственная помощь пожилым

В силу физиологических особенностей люди пожилого возраста являются социально-уязвимой группой населения. Соответственно, они нуждаются в поддержке со стороны государства. Социальная помощь пожилым, в соответствии с законодательством, это:

— помощь на дому, в том числе социально-медицинское обслуживание;

— стационарное обслуживание в учреждениях (пансионатах, домах-интернатах и др.);

— полустационарная помощь в отделениях дневного пребывания;

— срочная помощь разового характера;

— социально-консультативная помощь, которая направлена на адаптацию инвалидов и граждан пожилого возраста в обществе.

Для реализации данных форм были созданы специальные территориальные центры, занимающиеся выявлением пожилых граждан, которые нуждаются в социальной поддержке. Они определяют виды социальных услуг, необходимые для них, и обеспечивают их предоставление, а также ведут учет нуждающихся.

Субъекты органов опеки и попечительства

Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.

Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.

Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.

Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.

Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.

Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.

В процессе развития культуры, цивилизации, в ходе технического прогресса, распада общинных связей государство стало все больше выступать в качестве гаранта социальной защищенности людей. Появление и развитие рыночной системы способствовали выделению этой функции в самостоятельную деятельность. С течением времени она стала обретать новый смысл. В первую очередь социальная поддержка населения выступает как защита от негативных влияний рыночных отношений. Вместе с этим она является неотъемлемым элементом экономической системы. Социальная поддержка направлена на тех, кто не в состоянии обеспечить самостоятельно достойную жизнь. По сути, это необходимая компенсация за возможность вести предпринимательскую деятельность и получать доход в стабильном обществе.

Управление труда и социальной защиты населения

О предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям гражданам

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 578 «О Порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топлива и сжиженного газа в Республике Крым и Порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Республике Крым» меры социальной поддержки предоставляются организациями по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, организациями коммунального комплекса (ресурсоснабжающими), многоотраслевыми организациями жилищно-коммунального хозяйства, управляющими организациями, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья (недвижимости) (далее — организации), непосредственно гражданам по месту жительства или месту пребывания в пределах Республики Крым в натуральном выражении.

Гражданам, зарегистрированным по месту пребывания на территории Республики Крым, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляется при условии неполучения указанных мер социальной поддержки по месту постоянного жительства.

При наличии у гражданина одновременно регистрации по месту жительства и по месту пребывания на территории Республики Крым в разных жилых помещениях меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов предоставляется на одно жилое помещение по выбору гражданина.

Меры социальной поддержки предоставляются на основании заявления гражданина в органы труда и социальной защиты населения Республики Крым по месту жительства или месту пребывания по форме (форма 3).

К заявлению прилагаются:

1) паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и место его жительства или место пребывания;

2) документ, подтверждающий право гражданина на получение мер социальной поддержки;

3) лицевые счета на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

4) согласие заявителя на обработку персональных данных.

Документы предоставляются в копиях с предъявлением оригиналов для обозрения.

Читайте также:  Выплаты ветеранам труда Тульской области в 2023 году

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются в пределах норм потребления.

В случае наступления обстоятельств, влекущих изменение условий предоставления мер социальной поддержки (изменение места жительства, состава семьи гражданина и т.д.), граждане обязаны сообщить о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления в органы труда и социальной защиты населения по месту проживания.

В связи с вышеизложенным гражданам льготной категории, которые состоят на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Администрации Раздольненского района Республики Крым, пользуются мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и проживают по фактическому адресу без регистрации льгота будет приостановлена до выяснения с 01.01.2020 г., т.е. до предоставления гражданином документов, подтверждающих место жительства (регистрация) или место пребывания (форма 3).

По данному вопросу обращаться в Управление труда и социальной защиты населения Администрации Раздольненского района Республики Крым, кабинет № 116, по адресу: пгт. Раздольное, ул. Ленина,5, тел 91-881.

Согласно статье 1 Федерального закона, государственная социальная помощь — это оказание семьям низкого достатка, одиноким гражданам и другим лицам по закону государственной социальной помощи, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно важных активов. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, поскольку необходимо определить точное количество получателей такой помощи, а также его размер, сроки исполнения и порядок назначения (или отказ в приеме) для применения настоящего Закона.[5]

Предоставление такого рода помощи регулируется главным образом главой 3 Закона О государственной социальной помощи и соответствующим региональным законодательством.

Согласно ст. 3 Закона О государственной социальной помощи основными целями этого вида помощи являются:

– поддержание уровня жизни малообеспеченных семей и малообеспеченных одиноких граждан, средний доход которых ниже прожиточного минимума, установленного соответствующей Федерацией;

– Снижение уровня социального неравенства и сближение социальных уровней различных слоев населения;

– создание условий, необходимых для обеспечения общедоступности и социально приемлемого качества социальных услуг;

– Увеличение доходов населения;

– конкретное использование бюджетных ресурсов;

– Усилить ориентацию социальной поддержки на нуждающихся граждан.[6]

В определенной степени эти цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Определение вышеупомянутых целей также должно быть своевременно признано, поскольку в настоящее время большое число людей находится за чертой бедности.[7]

Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни они должны прежде всего: восстановить роль трудовых доходов как основного источника денежных доходов населения; использовать доходы от трудовой и предпринимательской деятельности; содействовать получению доходов от собственности; инвестировать и предоставлять кредиты в важные социальные программы, направленные на формирование базовых условий жизни: здравоохранение, образование и обучение.- усилить социальную поддержку малоимущих граждан на основе учета материального положения семей и принципа обращения за пособиями и помощью.

Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения физических и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: национальный доход, заработная плата, реальные доходы, потребляемые товары и услуги, потребление продовольственных и непродовольственных товаров, рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т. д.

Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. Строго говоря, он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий уровень доходов. Поэтому реальные доходы населения чаще рассматриваются как общий показатель уровня жизни населения для удовлетворения его физических и духовных потребностей. В них указывается количество приобретенных товаров и физических услуг с учетом изменений розничных цен и налоговых расходов, а также других обязательных платежей.[8]

Важным показателем уровня жизни является прожиточный минимум. Прожиточный минимум является своего рода эталоном бедности.

Бедная или бедный человек, чей ежемесячный доход на члена семьи ниже прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, они частично или полностью некомпетентны, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, неблагополучных семей, одиноких пожилых людей.

Одной из отличительных особенностей государственной социальной помощи является ее доступность, и в соответствии с этим определением группы получателей государственной социальной помощи конкретно определен. Это могут быть только малочисленные семьи или одинокие граждане, которые по независимым причинам имеют средний доход ниже прожиточного минимума, установленного соответствующим субъектом РФ.

Направление включает в себя правильное определение граждан, которые материально нуждаются и могут быть достигнуты различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, определение направления, которое основано на определенных показателях, статистически связанных с потребностью. В-третьих, создание механизма самообучения, направленного нуждающимся лицом в органы социальной защиты населения.[9]

Государственная социальная помощь оказывается за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В этом случае ассигнования из федерального бюджета будут выделены в случае недостаточности ресурсов из бюджета нижнего уровня.

С учетом вышесказанного можно сказать, что социальная поддержка состояния бедности заключается в предоставлении услуг, компенсаций, субсидий и предоставлении жизненно важных товаров семьям низкого качества и одиноким гражданам низкого качества для поддержания их уровня жизни, уменьшения социального неравенства и усиления социальной поддержки, специфичной для нуждающихся граждан.

Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.

социальной помощи

Виды оказания государственной социальной помощи разнообразны, как и круг лиц, которому она предназначается. На территории Российской Федерации проживает более 146 млн. граждан около 30 млн. из них с доходами ниже прожиточного минимума. Программа господдержки направлена на улучшение уровня жизни людей с незначительным доходом. Вопрос о предоставлении решается на местном уровне и обратиться за соцпомощью могут:

  1. Нетрудоспособные граждане:
  • пенсионеры;
  • инвалиды;
  • несовершеннолетние иждивенцы;
  • лица, находящиеся на гособеспечении.
  1. Малоимущие.
  2. Попавшие в трудную жизненную ситуацию:
  • безработные;
  • переселенцы;
  • беженцы;
  • люди без определённого места жительства;
  • пострадавшие в результате ЧС (наводнение, землетрясение, пожары, радиация).

Государственные структуры используют целый ряд средств, которые способны защитить граждан от бедности:

  1. Законодательные нормативы, которые служат ограничительным инструментом влияния на материальное состояние граждан – минимальная зарплата, меньше нельзя заплатить официально устроенному работнику.
  2. Субсидии, льготы, частично оплачиваемая коммуналка, обеды школьников как вид социальный стимуляторов. Это и выделение средств многодетным семьям, детских пособий.
  3. Анализируют результаты после проведения программ для поддержания достойного уровня жизни. Разрабатывают меры, которые способны сократить уровень безработицы.
  4. Создание негосударственных пенсионных фондов.
  5. Открытие учреждений, осуществляющих обслуживание инвалидов, нетрудоспособную категорию граждан.
  6. Выделение средств многодетным семьям.

Большой вклад в поддержку системы соцзащиты в России внесли благотворительные фонды.


Похожие записи:

Добавить комментарий