Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенное декларирование товаров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу о товарах, об избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров. К таможенным процедурам относятся, в частности, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный транзит, таможенный склад, временный ввоз (допуск), временный вывоз, беспошлинная торговля и другие.
Таможенный орган декларирования
Таможенный орган декларирования принимает документы на товары, перемещаемые через таможенную границу как физлицами, юридическими лицами и ИП. Таможенные органы декларирования выполняют непростую задачу защиты государственных интересов, связанную с контролем ввозимых и вывозимых грузов и товаров. Они должны предотвратить ввоз в Россию товаров и грузов, представляющих опасность для граждан и окружающей среды, а также не допустить вывоза запрещённых законодательством товаров. Именно поэтому декларированию подлежат все товары, ввозимые или вывозимые на территорию ЕАЭС. Кроме контроля таможенный орган декларирования осуществляет и другие функции: собирает таможенные платежи, следит за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, борется с контрабандой и контрафактом и другие. Таможенные органы представляют собой единую централизованную систему, включающую в себя: таможенные управления, таможни и таможенные посты. Для выполнения своих функций они обеспечены развитой инфраструктурой: здания и площадки, электронно-вычислительная техника и программное обеспечение, а также другая необходимая техника. Таможенные органы декларирования сосредоточены в пунктах пропуска грузов и товаров через таможенную границу: аэропортах, портах, вокзалах, автомобильных грузовых терминалах и СВХ. Для декларирования отдельных групп товаров и для решения спецзадач организованы специализированные таможни: энергетическая, акцизная, оперативная, кинологическая и другие.
Виды таможенного декларирования
Виды таможенного декларирования связаны с использованием разных видов таможенных деклараций, а также формой их подачи: электронной и письменной.
Виды таможенных деклараций:
- на товары – используется при помещении товаров под процедуры, исключая транзит; в документе указываются следующие сведения: процедура, под которую помещается ввозимый товар, о декларанте, о таможенном представителе, получателе, продавце и покупателе, о транспортных средствах, о товарах (название, описание, количество, сведения необходимые для исчисления платежей, для обеспечения мер нетарифного регулирования, страна происхождения товара, товарный знак, производитель);
- пассажирская – используется при перемещении товаров для личного пользования физлицами;
- транзитная – используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенный транзит; указываются сведения об отправителе и получателе, страна получатель и страна отправитель, о транспортном средстве, о товаре (название, количество, стоимость, код, количество и вес) и другие;
- на транспортное средство – используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки и припасов.
Таможенный орган декларирования
Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.
Основные функции:
-
защита интересов государства;
-
контроль за ввозом и вывозом грузов;
-
предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;
-
недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.
Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).
Дополнительные функции таможенного органа:
-
сбор платежей;
-
контроль за выполнением требований тарифного регулирования;
-
борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.
Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:
-
ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);
-
региональные таможенные управления;
-
таможни;
-
таможенные посты.
Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.
Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:
-
аэропорт;
-
морской порт;
-
вокзал;
-
грузовые терминалы для автотранспорта;
-
склады временного хранения.
Порядок таможенного декларирования
Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:
-
Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.
-
Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.
-
Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.
-
Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.
Виды таможенных деклараций
В зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, в Таможенном кодексе приведены следующие виды таможенных деклараций:
- Таможенная декларация на товары (ДТ) Оформляется на товары юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перемещаемых через государственную границу. Подача сведений в таможню происходит только в электронном виде.
- Транзитная декларация (ТТ) заполняется и подается на бумажном или электронном носителе на грузы, следующие транзитом по территории Таможенного союза или через нее от границы до границы.
- Пассажирская таможенная декларация (ПД) – это документ необходимый при декларировании грузов и товаров перемещаемых физическими лицами через государственную границу. Заполнение и подача в таможенный орган осуществляется только на бумажном носителе физическим лицом или таможенным представителем.
- Таможенная декларация на транспортное средство – заполняется и подается в Центральную акцизную таможню (ЦАТ) на бумажном или электронном носителе на автомобили, ввозимые или вывозимые с территории Таможенного союза под выбранными таможенными процедурами: “экспорт”, “импорт – выпуск для внутреннего потребления”, “временный ввоз/вывоз” и др.
Каковы особенности таможенного декларирования товаров
Таможенное оформление представляет собой действия, связанные с помещением транспорта и грузов под режим таможни на основании положений Таможенного кодекса (ТК) Таможенного союза (ТС). Таможенное декларирование имеет две составляющие — предварительное и основное декларирование. Таможенное оформление (таможенное декларирование) основано на соблюдении субъектами ВЭД нормативов, предусмотренных правовыми актами в области режима таможни.
Обязательное таможенное декларирование входит в число важнейших составляющих режимов таможни в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу. Декларирование заключается в предоставлении сотрудникам таможни данных относительно ввозимых/вывозимых товаров, в обязательном порядке подлежащих внесению в таможенную декларацию.
Понятие таможенного декларирования тесно пересекается с таким термином, как «таможенное оформление» как процедура в целом. Во избежание пересечения понятий в различных инструкциях и рекомендациях из Таможенного кодекса Таможенного союза термин «таможенное оформление» изъят, вернее, полностью замещен рассматриваемой в данной статье категорией – таможенным декларированием.
Задачи, которые решаются с помощью таможенного декларирования:
-
Обеспечение служб таможенного контроля данными о продукции и транспорте, которые необходимы для реализации целей служб таможни;
-
Удостоверение законной легитимности операций, совершаемых декларантом с грузами и транспортом, которые подпадают под тот или иной режим таможни;
-
Контроль соответствия информации о продукции и транспорте их реальному состоянию.
Таможенный контроль и декларирование товаров
Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.
Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.
Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.
Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:
-
Проверка соблюдения законности;
-
Реализация действующего законодательства;
-
Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.
Формы таможенного контроля:
-
Проведение опроса в устной форме;
-
Документальная проверка;
-
Таможенная проверка;
-
Наблюдение в границах таможенной территории;
-
Получение объяснений;
-
Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;
-
Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;
-
Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;
-
Осмотр складов, помещений, территорий;
-
Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.
Товары, подлежащие таможенному декларированию
Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.
Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».
Товары Таможенного союза — это:
-
Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;
-
Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;
-
Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).
Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.
Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:
-
Выпуск для потребления внутри ТС;
-
Отказ в пользу страны;
-
Операции реимпорта.
Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:
-
Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);
-
Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);
-
Припасы (гл. 50 ТК ТС).
Порядок таможенного оформления для физических лиц
Процедура таможенного оформления обязательна для всех физических лиц, следующих через границу с багажом. Она включает проверку документов, устный опрос, наблюдение, осмотр багажа, транспортного средства, учет товара. Декларирование в письменном виде требуется в следующих случаях (ст. 260 ТК ЕАЭС):
- Перемещение наличности в размере свыше 10 тыс. долларов;
- Ввоз запрещенных товаров и ограниченного использования;
- Доставка товара перевозчиком и пр.
Граждане вправе ввозить только товары для личного пользования. Если груз коммерческий, то придется оформить его через ИП или юридическое лицо, которые уплатят таможенную пошлину, сборы, НДС, другие платежи.
В случае выявления факта ввоза товара для продажи или использования в ином качестве в целях извлечения прибыли такой груз задерживается, помещается на склад временного хранения, нарушитель привлекается к административной ответственности. Чтобы забрать впоследствии груз, все равно придется оформить его на предпринимателя или организацию. Вот каким образом сотрудник ФТС установит назначение груза:
- На основании заявления грузовладельца;
- Из свойств и характеристик груза;
- Из количества ввозимого товара одной категории;
- Из частоты поездок за границу и перемещения идентичных грузов.
Существуют следующие ограничения для беспошлинного ввоза товаров физлицами:
- На самолете: не более 50 кг в весовом выражении и не более 10 тыс. евро в стоимостном;
- По железной дороге, на автотранспорте и пешком: не более 25 кг груза стоимостью, не превышающей 500 евро.
- По почте: не более 200 евро стоимость международного почтового отправления, вес брутто, не превышающий 31 кг.
За нарушение порядка таможенного оформления грозит ответственность вплоть до уголовной. Так, в главе 16 КоАП РФ прописаны виды правонарушений в области таможенного дела, за которые предусмотрены штраф, конфискация товара и даже приостановление деятельности:
- Ст. 16.1 карает юрлиц и граждан за незаконное перемещение через границу (вне таможни, без разрешения и пр.) штрафом в размере от ½ до 3-хкратной стоимости груза.
- Ст. 16.2 за недекларирование или представление ложных сведений в декларации наказывает нарушителей также штрафом в размере от ½ до двукратной стоимости товара;
- Ст. 16.3. предусмотрен штраф на юрлиц в сумме 50 тыс. – 300 тыс. рублей за нарушение запрета или ограничения на ввоз определенной продукции.
Что такое неполное таможенное декларирование (НТД)
Неполное декларирование — это вид декларирования, предполагающий предоставление частичной информации о товаре, экспортируемом с территории Таможенного союза (ТС).
Справка. НТД применяется в соответствии со статьей 115 «Неполное таможенное декларирование» Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Порядок ее применения таков: декларант передает таможенным органам все известные ему на текущий момент сведения о продукте. Не указывать можно разве что такие данные, как:
- информацию о получателе груза и стране, в которую он направляется;
- сведения о транспортных средствах, с помощью которых груз прибудет в пункт назначения;
- данные об упаковке продукции.
Неполное таможенное декларирование позволяет выпустить товар с таможни и довести его до заказчика, но на этом работа с таможенниками не заканчивается. Декларант по прежнему обязан предоставить все необходимые сведения о грузе. Сделать это можно путем изменения (дополнения) сведений в грузовой таможенной декларации (ГДТ). О том, как внести дополнения, вы узнаете чуть позже.
Когда подается временная декларация
Определение понятия «таможенная пошлина» приведено в ст. 5 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе». Так, под таможенной пошлиной понимается обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или их вывозе с ее территории. В этой редакции данная статья действует с 1 июля 2006 г. Таким образом, российским законодательством установлена зависимость ввоза или вывоза товаров от уплаты таможенной пошлины. То есть без уплаты последней невозможно легальное пересечение товарами таможенной границы РФ.
Пункт 1 ст. 14 Таможенного кодекса указывает, что все товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. Порядок и условия осуществления таких процедур предусмотрены Таможенным кодексом.
Согласно ст. 60 Таможенного кодекса при вывозе товаров таможенное оформление начинается в момент подачи таможенной декларации. А в отдельных случаях — в момент устного заявления или совершения иных действий, которые свидетельствуют о намерении лица осуществить таможенное оформление. Эти случаи указаны в Таможенном кодексе.
Завершается таможенное оформление после совершения таможенных операций, необходимых:
- для применения к товарам таможенных процедур;
- помещения товаров под таможенный режим или для прекращения действия этого режима;
- расчета и взимания таможенных платежей.
Следовательно, таможенная декларация является одним из документов, с помощью которого осуществляется таможенное оформление перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Дата признания таможенных пошлин в налоговом учете
Не менее важной для целей налогового учета является дата признания в расходах экспортных таможенных пошлин. Она зависит от метода определения налоговой базы по налогу на прибыль.
Налогоплательщик, использующий метод начисления, должен руководствоваться пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ. В нем сказано, что датой осуществления расходов в виде таможенных платежей признается дата их начисления.
Таким образом, суммы таможенных пошлин, начисленные в соответствии с положениями ст. 319 Таможенного кодекса и отраженные во временной таможенной декларации, учитываются в составе прочих расходов по дате ее составления.
Указанный порядок учета позволяет налогоплательщикам отражать в составе расходов таможенные пошлины сразу по мере их начисления. Однако это приводит к несоответствию сумм таможенных платежей, начисленных во временной и полной таможенных декларациях.
Экспортная декларация Евросоюза
Экспортная декларация по форме EX-1 (Ex-a) — один из видов SAD (Single Administrative Document), используется в странах ЕС для экспортных, импортных и транзитных операций с грузами. Такая электронная форма декларации принята за стандарт в странах Европейского Экономического Союза (ЕЭС) с 2009 года.
Предварительная экспортная декларация оформляется представителем продавца (экспортёра) в электронном виде на общеевропейском сервере, для экспортного таможенного оформления перед вывозом товара, произведённого в европейских странах с территории ЕС.
На этапе предварительного оформления, открытия экспортной декларации таможенные органы европейской страны, в которой был продан данный товар, иногда потребуют предъявить экспортируемый груз к таможенному досмотру.
Если мы говорим о внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и международных грузоперевозках, стоит сказать, что Экспортная декларация оформляется на английском языке и является внутренним документом страны экспортера. Если руководствоваться международными правилами осуществления внешнеторговых операций, экспортная декларация не должна интересовать российских таможенников, однако, согласно приказам приказам ФТС России, экспортная декларация относится к документам, подтверждающим таможенную стоимость груза, и на российской таможне часто просят её предъявить, причём — в переводе на русский язык.