Аттестация педагогов в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация педагогов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Как раньше жили без профстандартов?

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Где с ними познакомиться?

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

Важно! Аттестация педагогических работников в 2023 году может быть добровольной и обязательной.

Обязательная проверяет соответствие занимаемой должности. Проводится раз в пять лет для подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Если педагог совмещает должности, он аттестуется по каждой из них. Отказ влечет санкции вплоть до увольнения. Помимо действующих педагогов, обязательную аттестацию сдают молодые специалисты после 3 лет работы учителем.

Добровольная проводится по инициативе работника и нужна для перехода на более высокую категорию. Для старта нужно написать заявление в удобном формате и отправить в комиссию. Специальных требований к заявлению нет. Главное, чтобы комиссия поняла, на какую категорию претендует педагог.

Квалификационные характеристики должностей работников образования

Должностные обязанности:

  1. Организовывать обучение и воспитание учащихся, основываясь на специфике предмета и особенностей психологического и физического развития обучающихся. Отстаивать новые образовательные программы, методы и приемы, внедрение которых не противоречит федеральным образовательным стандартам.
  2. Формировать культурный образ личности, преподносить основы социального и морального облика гражданина.
  3. Оценивать результативность обучающихся по предмету.
  4. Соблюдать нормы поведения, уважать права и свободу, человеческое достоинство обучающихся.
  5. Следить за дисциплиной, посещаемостью и моральным обликом учащихся, не посягая на их честь и репутацию
  6. Обеспечивать безопасность обучающихся во время образовательного процесса, соблюдать правила пожарной и охрану труда.
  7. Участвовать в педагогических советах или иных собраниях учреждения. Вносить предложения по улучшению и модернизации учебного процесса в меру своей компетентности.
  8. Поддерживать обратную связь с родителями учащихся или лицами, выполняющими эту роль.

Квалификационные требования по должностям педагогических работников

В настоящее время внедряются еще несколько профстандартов для отдельных категорий преподавателей.

Педагог-психолог. Он выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школах, колледжах и вузах, а также в организациях допобразования. Также в его функции входит оказание психолого-педагогической помощи учащимся, у которых есть трудности в освоении программ. Претендент должен иметь высшее образование по профильному направлению.

Специалист в области воспитания:

  • осуществляет социально-педагогическое и тьюторское сопровождение;
  • организует воспитательный процесс и проводит соответствующую работу;
  • занимается детскими объединениями и библиотечной деятельностью.
Читайте также:  Оралманы. Их статус, права, полагающиеся льготы.

Квалификационные характеристики должностей работников школы и детского сада

. Квалификационные характеристики должностей работников содержат конкретные требования к знаниям и уровню квалификации работников для занятия определенной должности. В случае если уровень квалификации работника, претендующего на должность, не будет соответствовать требованиям к квалификации педработника ДОУ, предусмотренным квалификационной характеристикой, работодатель со ссылкой на эти квалификационные требования может отказать претенденту на вакантную должность в заключении трудового договора.

Нормативный характер требований, содержащихся в квалификационных характеристиках, вытекает также из ст. 57 ТК РФ, которая предусматривает, что если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих педагогических должностей в детском саду, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Как получить первую квалификационную категорию учителю

Каждый регион самостоятельно определяет перечень требований, предъявляемых к учителю для повышения профессионального статуса. Они базируются на приказе Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогов и варьируются в части распределения баллов, а также состава портфолио.

В официальном документе критерии сформулированы нечетко, однако достаточно ясно для понимания того, к чему должен стремиться работник образовательной сферы, желающий повысить квалификацию.

Итак, для получения первой категории необходимо следующее:

  • Положительная успеваемость среди учеников, фиксируемая посредством проведения проверочных и контрольных работ в течение определенного периода времени.

Как правило, выражается в виде справки, в которую вписаны в зависимости от учебного учреждения характеристики учащихся. Из школы приводятся оценки, от дополнительного образования — итоговые результаты. В детском саду даются характеристики, показывающие степень интеллектуальной, социальной и творческой развитости воспитанников.

  • Итоги прохождения ГИА (государственной итоговой аттестации).

Этот пункт учитывается только в школах и в том случае, если ученики сдавали экзамен по предмету. В таком случае также прикрепляется выписка с их результатами.

Как проходит аттестация

Процедура оценки профпригодности проводится вне стен родного учебного заведения. Например, всех педагогов могут пригласить на аттестацию в Департамент образования или провести ее в одной из выбранных школ.

Состав комиссии утверждается и публикуется в начале учебного года, и в него в обязательном порядке входит представитель профсоюза. Прочие участники выбираются из обширного списка иных педагогов и методистов, а также руководителей и психологов.

Подготовка к аттестации зависит от региона. В одном в качестве подтверждения своей деятельности для присвоения первой категории педагог собирает портфолио за последние пять лет. В другом — вместе с коллегами организованно выкладывает его на специально созданном интернет-ресурсе. В третьем — проводит открытые уроки, которые представители комиссии либо посещают лично, либо просматривают в видеозаписи.

Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.

После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.

Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.

Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.

Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.

Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.

Пособия молодым учителям

Сколько: размер выплат определяется нормативными актами местного самоуправления:

  • единовременная выплата (подъемные) — в среднем 15 тысяч рублей;
  • надбавка 20-50 процентов от размера ставки ежемесячно на протяжении трех лет работы.
Читайте также:  Прожигатели: топ самых энергозатратных приборов в доме

Кто может рассчитывать: выпускники педагогических вузов (до 30-35 лет в зависимости от региона трудоустройства). Максимальные надбавки получают специалисты, окончившие вуз с красным дипломом.

Как получить:

  • устроиться на работу по специальности в течение трех месяцев после окончания обучения;
  • заключить трудовой договор не менее, чем на три года.

Квалификационные требования к работникам профобразования

Более подробного рассмотрения заслуживает стандарт «Педагог профессионального обучения» (в том числе и дополнительного (см. Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 608н). Этот специалист:

  • работает по программам профобразования (включая аспирантуру);
  • организует учебно-производственный процесс;
  • осуществляет педагогическое сопровождение учебной группы и методическое — реализации программ;
  • проводит профориентационные мероприятия.

Занимается он и научно-методическим обеспечением своей деятельности. Имеется в виду самостоятельное составление рабочих программ и учебных пособий.

Требования к претенденту зависят от ступени профессионального образования, на которой он намерен трудиться:

  • СПО и ВО — профобразование по преподаваемому предметному модулю или дисциплине;
  • ДПО: при наличии педобразования — профпереподготовка по профилю преподаваемых дисциплин; при его отсутствии — ДПО в области профессионального образования;
  • обязательно регулярное повышение квалификации не реже раза в три года;
  • прохождение проверки знаний охраны труда.

Требования к педагогу в профстандарте

Чтобы быть педагогом, необходимо соответствовать определенному уровню требований по квалификации и иметь нужную подготовку. Ориентир указан в профессиональном стандарте. Инструкция описывает требования в виде функций, которые связаны с возрастом учеников, самим предметом и общей картиной воспитательной системы.

Педагогический работник обязан обладать компетенциями в разных сферах: обучения, воспитания, саморазвития. В обязанности педагогического работника входит:

  • безупречное владение своим предметом;
  • применение в преподавании самых передовых методик;
  • показывать достойный пример подрастающему поколению;
  • умение рассказывать о пользе самообразования;
  • объяснять о необходимости саморазвития как неотъемлемой части образовательного процесса.

Как пример можно привести специальность педагога-психолога. Он должен обладать знаниями в области базовых приемов психодиагностики, обязан понимать, как с возрастом меняется мировоззрение и жизненные принципы. Помощь педагога-психолога заключается в поддержке при «вливании» в сложившийся коллектив.

Учитель начальных классов помогает детям дошкольного возраста плавно перейти к «взрослой жизни». На него возлагается ответственность за организацию учебного процесса после игровой паузы. Также учитель должен уметь наладить контакт с родителями, создать доверительный образ педагога, иметь компетенцию внятно объяснять учебный материал.

Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога

Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.

Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:

Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.

Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.

Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.

Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.

Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.

Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.

Должности, входящие в педагогический стаж

В соответствии с Законодательством, работа преподавателя приравнивается к профессиям с тяжелыми условиями. Именно поэтому за работниками данного рода деятельности закреплено право на получение льготной пенсии. Однако же, это правило касается далеко не всех.

Читайте также:  Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

Как уже говорилось, существует список, содержащий наименование должностей, а также образовательных учреждений, на которых распространяется льгота. Данная информация отображена в Постановлении Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также в Федеральном Законе № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».

В перечень педагогических специальностей включаются:

  • Директора детских садов, общеобразовательных школ, технических училищ, а также иных учреждений, приравненных к образовательным, такие как лицеи, гимназии и так далее.
  • Завучи школ.
  • Педагоги, выполняющие функцию классного руководителя.
  • Преподаватели, обучающие базовым дисциплинам.
  • Учителя, занимающиеся преподаванием физической культуры, а также обучающие по трудовой дисциплине.
  • Учителя музыкальных классов.
  • Дефектологи, психологи, логопеды, являющиеся штатными работниками детских садов и школ.
  • Воспитатели в дошкольных учреждениях.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж.

При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:

  • можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
  • оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).

ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:

  • иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
  • накопить необходимые пенсионные баллы;
  • с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.

Заработную плату персоналу по тарифу начисляют по правилам ст. 143–145 Трудового кодекса РФ. Определяют разряд сотрудника с помощью единого тарифно-квалификационного справочника. В нем собран перечень различных профессий и их оценочные характеристики. Указаны требования к профессиональным навыкам работника и уровень его ответственности.

Законодательство не запрещает разрабатывать собственные справочники, в которых учтена специфика деятельности предприятия. Процесс аттестации работников начинается с приказа руководителя. Все нюансы обговариваются в коллективном договоре предприятия. Эти локальные акты не должны ущемлять права сотрудников, заработную плату устанавливают на уровне не ниже МРОТ.

Бюджетные организации пользуются только государственными справочниками, применять другие они не имеют права. В ЕТКС новая тарификационная сетка для педагогов не приводится. Оклады и ставки устанавливают региональные и местные власти локальными нормативными актами.


Похожие записи:

Добавить комментарий