Исследование: почему работодатели иногда предпочитают россиянам мигрантов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исследование: почему работодатели иногда предпочитают россиянам мигрантов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.

Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.

Проблемы трудовых мигрантов в России

Главной проблемой иностранных граждан, приехавших трудиться в РФ, считается сложность получения регистрации по месту жительства. Владельцы сдают квартиру мигрантам, но в регистрации отказывают, так как у них нет желания разбираться с миграционным законодательством.

Часто хозяин квартиры не оформляет договор аренды, чтобы не платить налоги. Пребывание иностранного гражданина в России трактуется как нелегальное, и ему грозит депортация. В случаях же если договор заключён, дополнительные расходы ложатся на мигранта.

Другие сложности проживания и работы иностранцев в РФ:

  • Расовая дискриминация;
  • Низкая оплата труда;
  • Небольшое количество и выбор рабочих мест;
  • Проблемы с адаптацией к обществу и культуре;
  • Незнание языка.

Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда

Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.

За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.

В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.

Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.

Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов

Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:

  • экономический спад;
  • снижение качества жизни;
  • демографический упадок;
  • разрушение инфраструктуры.

Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.

Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.

К таким проблемам относятся:

  • Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
  • Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.

Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.

Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности в общественном производстве. К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков трудоспособного возраста.

Мировой рынок труда формируется экспортом и импортом рабочей силы. При этом все большее число государств привлекает иностранную рабочую силу или направляет трудовых мигрантов за рубеж. Если в 1970 году в процессы международного трудового обмена было вовлечено 64 страны, то в 1997 году – 105 стран.

Под международной (внешней) трудовой миграцией (миграцией трудовых ресурсов) понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым эмигрантам не относятся коммерсанты, а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-трудовую эмиграцию, т.е. выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-трудовую иммиграцию, т.е. приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

После распада СССР трудовая миграция в России, согласно статистическим оценкам, была немногочисленной. В 1995-2000 гг. их ежегодная численность не превышала 285 тыс. человек (Госкомстат, 2001. С. 271). На легальном рынке труда в этот период преобладали граждане Украины (1/3 всех мигрантов), а также Китая и Турции. Но в первые постсоветские годы было сложно провести четкую границу между временной трудовой и постоянной миграцией, между законной и незаконной занятостью выходцев из бывших союзных республик из-за прозрачности границ, большого числа лиц с паспортами СССР и без иного гражданства, отсутствия законов, определяющих правовое положение иностранцев в новой исторической эпохе8.

Важность внешней трудовой миграции четко проявилась с началом нового столетия. Необходимость массового притока иностранных работников была вызвана повышенным спросом на рабочую силу, особенно в таких отраслях, как строительство и транспорт, сфера услуг. Принятый в 2002 г. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» унифицировал процедуры регистрации и выдачи разрешений на работу, что положительно повлияло на динамику численности законных трудовых мигрантов. Она увеличилась с 283 тыс. человек в 2001 г. до 570 тыс. в 2006 г. (Чудиновских, 2008).

Однако новые процедуры получения разрешений на работу в условиях высокого спроса на рабочую силу оказались сложными и продолжительными для мигрантов из стран СНГ и их работодателей. Этим объясняется тот факт, что значительная часть гастарбайтеров из бывших союзных республик работала нелегально, то есть без оформления разрешительных документов9. Условия для распространения незаконной занятости мигрантов из стран СНГ создавал установленный с этими странами безвизовый режим пересечения границы со сроком возможного непрерывного пребывания на территории России до 90 дней, который легко можно было продлить, выехав из страны и практически сразу возвратившись в нее10. В итоге из-за ухода части трудовых мигрантов из бывших союзных республик в «тень» граждане из стран дальнего зарубежья составляли более половины численности всех оформленных иностранных работников.

Чтобы сократить нелегальную миграцию, в 2006 г. были приняты поправки к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», которые упрощали процедуры регистрации по месту временного жительства и получения разрешения на работу для мигрантов из стран СНГ. Одновременно вводилась практика квотирования на выдачу гражданам из этих стран разрешений на работу11. Но первая квота на 2007 г. была огромной — 6 млн человек. Ее размер, по мнению авторов поправок, должен был покрывать всю трудовую миграцию — законную и незаконную. Благодаря этому многие мигранты легализовали свой статус, а их общая численность возросла с 570 тыс. человек в 2006 г. до 2,4 млн в 2008 г. При этом, по оценкам экспертов, доля легальных мигрантов увеличилась в общей численности иностранных работников с 5-10% в 2000 г. до 35-40% в 2007 г. (Зайончковская, Тюрюканова, 2010. С. 98). В результате изменений в законодательстве возникло новое распределение мигрантов по странам происхождения: в 2008 г. на страны СНГ приходилось почти 3/4 всех выданных разрешений на работу, а на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию — более половины всех трудовых мигрантов.

Читайте также:  Совмещение и совместительство: в чем разница, как оформляется

В дальнейшем численность и состав трудовых мигрантов менялись в результате колебаний экономической конъюнктуры и принятия новых нормативно-правовых актов. Так, во время экономического кризиса 2008-2009 гг., по оценкам экспертов, общий поток трудовых мигрантов сократился примерно на 15-20%, а его легальная составляющая — на 30% (Зайончковская, Тюрюканова, 2010. С. 17). В свою очередь, квота на выдачу разрешений на работу резко снизилась — с 6 млн в 2007 г. до 3,4 млн в 2008 г., а с 2011 по 2014 г. она составляла порядка 1,7 млн. Начиная с 2009 г. размер квоты примерно соответствовал количеству поданных работодателями в региональные органы власти до мая текущего года заявок на привлечение иностранных работников. С установлением квоты увязывалось определение потребностей работодателей в иностранной рабочей силе, в том числе по конкретным специальностям и квалификации. Но значительная часть предпринимателей, прежде всего предприятия и организации малого бизнеса, физические лица из-за установленных правил фактически были лишены возможности участвовать в процессе формирования квоты. Многие из них были вынуждены нанимать иностранных работников из числа граждан стран СНГ, легально въехавших в Российскую Федерацию, без разрешений на работу, то есть незаконно.

Для преодоления недостатков системы квотирования открывались новые, «внеквотные» каналы трудовой миграции, в том числе для квалифицированных специалистов (с 2009 г.), для работы у физических лиц по патентам (с 2010 г.), для высококвалифицированных специалистов (с 2010 г.). Эти законодательные меры способствовали восстановлению притока трудовых мигрантов после экономического кризиса 2008-2009 гг. Данные ФМС России12 свидетельствуют, что максимальное количество разрешительных документов для работы в РФ было выдано иностранцам в 2014 г.: 3,4 млн, из них 1,3 млн — разрешения на работу, 2,1 млн — патенты. Примерно 95% этих документов получили граждане стран СНГ с безвизовым режимом пересечения российской границы. Но эти цифры не включают граждан стран — участниц Таможенного союза: Белоруссии и Казахстана. Поскольку им не требовалось получать разрешительные документы на работу, они не попадали в российскую статистику внешней трудовой миграции. С учетом работников из этих двух стран, а также иностранных граждан, постоянно проживавших в России с разрешением на временное проживание или видом на жительство, общее число легальных трудовых мигрантов в 2014 г. превысило 4 млн человек. Численность всех иностранных работников в том году составила более 7 млн человек, из которых свыше 3 млн трудились без разрешительных документов, то есть незаконно.

Сферы деятельности и демографические характеристики трудовых мигрантов

Временные трудовые мигранты заняли в основном «плохие» рабочие места (низкооплачиваемые, с тяжелыми условиями труда), малопривлекательные для российского населения (May и др., 2013). С 2007 г. деятельность иностранцев в отдельных сферах стали ограничивать. Так, в соответствии с постановлением правительства РФ иностранцам полностью запрещалось торговать алкогольными напитками и фармацевтической продукцией, а также торговать вне магазинов18. В Приложении 2 приведено распределение трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу, по профессиональным группам в 2014 г.19 Как можно видеть, почти половина трудовых мигрантов из стран СНГ были рабочими в строительстве или неквалифицированными рабочими всех отраслей. Среди таджикских мигрантов эта доля была почти на 10 п. п. выше. Многие мигранты из стран СНГ, которые были заняты дома в государственном управлении, здравоохранении и образовании, поменяли сферу своей деятельности на рабочие места, не соответствующие уровню их образования и квалификации. Смена мигрантами профессии и места работы на территории России приводит к усилению концентрации иностранных работников в определенных видах экономической деятельности (торговле, строительстве, ЖКХ, транспорте) (Варшавская, Денисенко, 2014. С. 73).

Образовательная и демографическая структуры трудовых мигрантов отражают спрос на иностранную рабочую силу на российском рынке труда. Так, среди иностранных работников явно преобладают мужчины. В 2014 г. на 100 мужчин, получивших разрешения на работу, приходилось 18 женщин, а среди обладателей патентов — 23 женщины. Трудовые мигранты молоды. Так, в 2015 г. более 40% мигрантов из Таджикистана находились в возрасте от 18 до 29 лет. Среди постоянных жителей России на эту возрастную группу приходится 17% общей численности населения.

Многочисленные мигранты новых, постсоветских поколений из государств Центральной Азии по результатам различных обследований и переписей населения 2002 и 2010 гг. отличаются более низким уровнем образования, знания русского языка, профессионально-квалификационной подготовки по сравнению со старшими поколениями. Обследование, проведенное в ноябре 2011 г.20 среди почти 9 тыс. мигрантов, показало, что более 20% из самой многочисленной группы мигрантов — граждан государств Центральной Азии — не владеют русским языком.

Виды трудовой миграции

  • Безвозвратная – трудовой мигрант переезжает на ПМЖ в другой регион или государство. В России такая большая миграция населения была в 90-х гг., когда из села в город поехали сотни мужчин и женщин в поисках лучшей доли.
  • Длительная – человек уезжает на заработки на срок от года до нескольких лет. Пример: граждане уезжают на север.
  • Сезонная – уезжают на заработки на срок не более года, в среднем, полгода. Пример: моя фирма.
  • Маятниковая – граждане ежедневно выезжают соседний населенный пункт или региона на работу. В качестве примера – строители едут из деревень в город.

Выделяют еще два вида трудовой миграции:

  • Нелегальная – мигранты въезжают в другое государство незаконными путями и устраиваются на работу. В эту категорию относят и тех, кто въезжает в Россию вполне законно, но без разрешения на трудоустройство. Естественно, этот запрет ими игнорируется.
  • Перемещение граждан, мастеров своего дела. Это так называемый отток «мозгов». Что характерно для 90-х, когда высококвалифицированные специалисты в различных областях прямо косяком стали уезжать за границу.

Трудоустройство граждан ЕАЭС в РФ: основные направления и порядок приёма на работу

Трудоустройство иностранных граждан в РФ отличается от принятия на работу россиян. Эта процедура требует от работодателя выполнить определенные функции. В отношении граждан прибывших из стран, подписавших договор ЕАЭС, действует упрощенная схема трудоустройства. В целом можно отметить, что граждане Беларуси, Казахстана, Киргизии, Армении трудоустраиваются в России практически по тем же правилам, что и россияне.

Работодатель не должен требовать патент на работу в РФ и ВНЖ, сотрудники МВД не требуют от него разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы, не нужно соблюдать квоту относительно занятых в российской экономике иностранцев.

Трудоустройство граждан из стран ЕАЭС с азербайджанским, кыргызским, узбекским паспортом проходит в несколько этапов:

  1. Сбор необходимых документов. Потребуется паспорт (как доказательство, что иностранец является гражданином ЕАЭС), трудовая книжка (если ее нет, работодатель сам обязан ее выдать), диплом (при необходимости его придется перевести на русский и заверить нотариально), СНИЛС (документ нужен для начисления стажа).
  2. Оформление на работу. На этом этапе составляется трудовой договор по всем правилам ТК РФ, издается приказ о приеме на работу, заводится личная карточка, нового сотрудника (с фото) ознакомляют со всеми необходимыми документами. Заработная плата иностранного сотрудника должна быть не менее МРОТ, установленного законом. После этого в течение 3 дней направляется уведомление в ГУВМ МВД (бывший ФМС). ИФНС уведомлять не нужно.

Последним этапом станет регистрация. Работодатель после оформления нового сотрудника из страны ЕАЭС должен поставить его на миграционный учет в течение 30 суток, так как новое место работы является одновременно и местом регистрации.

Классификация миграций населения

Само понятие «миграция» возникло давным-давно. Термин пришёл к нам из латинского языка (лат. мigratio — переселение). Миграцией называют перемещение отдельных лиц, групп, а иногда и целых народов между населёнными пунктами, регионами одного государства или даже между странами. Многогранность миграции определяется местом переезда, её длительностью, частотой и ещё многими параметрами.

Право людей менять место жительства и свободно перемещаться закреплено в Статье 13 «Всеобщей декларации прав человека».

Существует два основных типа миграционных процессов. Они бывают:

  • внутренними;
  • внешними.
Читайте также:  Возможно ли принятие наследства через представителя

В первом случае речь идёт о перемещении граждан одного государства в пределах его границ. Это может быть переезд жителей сельской местности в города (следствием чего является урбанизация), а также жителей одного региона в другой.

По своему правовому статусу миграция может быть легальной или нелегальной. Первая предполагает, что мигранты переезжают в другие страны на основании въездных документов, получают там иммиграционный статус и в конечном итоге законно находятся на территории этих государств. Эта категория мигрантов подаётся статистическому учёту иммиграционных органов, а сам процесс во многом регулируется государством. Примером государственного регулирования миграционных процессов может стать введение квот во многих странах Европейского Союза квот в отношении приёма мигрантов, а также создание специальных иммиграционных программ, рассчитанных на привлечение в страну определённых категорий зарубежных граждан.

Нелегальная миграция является огромной проблемой для развитых в экономическом отношении стран. По мнению экспертов, только в Соединённых Штатах Америки в 2020 находятся более 10 млн нелегальных мигрантов. В отношении нелегалов постоянно ужесточается законодательство, с ними борется полиция, но количество нелегалов в мире продолжает расти.

В частности, нелегальными мигрантами считаются иностранцы, которые прибывают в определённое государство:

  • с фальшивыми документами;
  • методом нелегального пересечения государственной границы;
  • остаётся на территории страны после того, как истёк срок разрешительных документов, ограничивающих период его пребывания в данном государстве.

Все нелегальные мигранты являются в той или иной степени угрозой для общества и экономики принимающей страны. Это приводит к нарастанию социальной напряжённости в её обществе, повышению уровня безработицы среди местного трудоспособного населения, созданию хаоса на внутреннем рынке труда, а также оттоку средств за границу.

Миграция имеет четкие отличия от других видов перемещения. Например, переезд в пределах одного города или села не относится к миграции. Особенности миграционных процессов в России заключаются в том, что при анализе следует опираться на ряд признаков:

  • Территориальные признаки, или еще этот вид миграции называется в виде пересекаемых границ. Их два: внешняя и внутренняя. Внешняя означает выезд из страны, внутренняя означает перемещение населения из одного города в другой в пределах страны. Внешняя миграция подразделяется на два подвида: эмиграция – отток населения — и иммиграция – приток населения из других стран. В мире преобладают страны, в которых эмиграция выше, чем иммиграция. Среди стран, куда предпочитают въезжать и обосноваться новые граждане, можно отметить такие: Германия, Франция, Канада и США.
  • Временные длительности, или по временным признакам отличают постоянную, временную, сезонную и маятниковую миграцию. Если с первыми тремя категориями все понятно, то четвертая требует разъяснения: маятниковая миграция – периодическое перемещение группы людей. Обычно это бывает связано с учебой или работой.
  • Формы реализации бывают стихийными или организованными. Тенденции миграционных процессов в России показывают, что отечественная иммиграция имеет в основном стихийный характер.
  • По видам причин. Причины могут быть самыми разнообразными. Но решиться в один момент покинуть привычный круг и уклад жизни не всегда легко. На то нужны веские причины. Обычно они имеют политический, экономический или социальный характер.

Наиболее примечательна миграция трудоспособного населения. Это явление – первостепенная задача многих соседних государств, но в России эти показатели относительно низкие.

Почему происходит миграция в России

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.

Ежегодно в Россию стремится большое количество трудовых мигрантов из разных стран. По данным ООН, Россия занимает второе место в мире (после США) по количеству иммигрантов – свыше 12 миллионов человек, что составляет 6,4% от общего количества населения.1 Наибольший процент из прибывающих мигрантов составляют граждане стран СНГ и Балтии, а также представители Китая, Турции и Вьетнама. За последние 20 лет характер трудовой миграции в России изменился. Если раньше процесс перемещения граждан находился под строгим контролем, то теперь увеличивается процент нерегулируемой миграции. Изменился и сам характер перемещений: после распада СССР в структуре миграционных потоков преобладает межгосударственная (трансграничная) миграция.

На современном этапе развития нашей страны миграция является неизбежным явлением, которое имеет как положительные, так и негативные последствия. Так, трудовые ресурсы, прибывающие в РФ, являются в высокой степени востребованными. Учитывая более низкую, по сравнению с западными странами, производительность труда, а также демографический спад, квалифицированные кадры из-за границы являются двигателем современной российской экономики, залогом экономического роста. Вместе с тем, миграция создает для российского общества комплекс серьезных проблем. Как отмечает С.В. Голунов: «Значительная часть мигрантов (особенно временных) не имеет легального статуса, еще бoльшая – занимает маргинальное положение по отношению к принимающему обществу и, следовательно, является очагом социального неблагополучия со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями – ростом преступности, конкуренцией за рабочие места, возникновением «неконтролируемых этнических анклавов» и т.п. Прослеживается устойчивая тенденция роста напряженности в отношениях между местным населением и приезжими, что находит отражение в результатах многих социологических опросов».2

Стоит отметить и такие проблемы, как спад образовательного и культурного уровня мигрантов, трудности их интеграции и аккультурации. Мигранты все хуже знают русский язык. Согласно выборочным опросам, примерно 15-20% трудовых мигрантов, работающих в России, практически не знают русский и общаются только на своем родном языке, что существенно затрудняет процесс их интеграции. Среди мигрантов, прибывающих в Россию, растет доля мусульман, из которых 1/3 регулярно посещает мечеть. Принадлежность к исламу, безусловно, оказывает влияние на многие стороны жизни мигрантов в России.

Учитывая все вышесказанное, а также тот факт, что в настоящих условиях все чаще имеет место проявление ксенофобии со стороны населения принимающей страны, а также различные межэтнические конфликты, исследование актуальных проблем трудовой миграции в современной России является одним из приоритетных и актуальных направлений в рамках изучения конфликтологии.

Проблемы трудовой миграции рассматриваются в трудах отечественных исследователей А.Г. Вишневского, Г.С. Витковской, С.В Голунова, А.В. Дмитриева, Ж.А. Зайончковской, Н.М. Лебедевой, В.И. Мукомель, Г.А. Пядухова, О.Л. Рыбаковского, А.Н. Татарко, Е.В. Тюрюкановой, Ю.Ф. Флоринской, Т.Н. Юдиной и других.

Объектом исследования является трудовая миграция в современной России.

Предметом исследования – наиболее актуальные проблемы, связанные с трудовой миграцией.

Целью данной работы является анализ наиболее актуальных проблем трудовой миграции в современной России.

Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:

    1. Определить понятие трудовой миграции и ее основные виды.
    2. Выявить основные количественные характеристики процесса трудовой миграции в России.
    3. Охарактеризовать общие тенденции миграционного процесса в современной России.
    4. Обозначить и дать характеристику основным проблемам, связанным с трудовой миграцией.
    5. Проанализировать проблемы трудовой миграции на примере реальных конфликтов.
    Читайте также:  Региональные льготы ветеранам боевых действий в Ростове-на-Дону

    Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три и два параграфа соответственно, заключения и библиографического списка.

    Процесс трудовой миграции является предметом исследования многих ученых в сфере демографии, экономики, социологии и конфликтологии. В научной литературе существует большое количество определений понятия «миграция». Исследователь в области социальной миграции Т.Н. Юдина под миграцией (от лат. migratio – перемещение, переселение) рассматривает любое территориальное перемещение, совершающееся между различными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц, независимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.3 Более лаконичное определение дает российский социолог и конфликтолог А.В.Дмитриев: «Миграция – перемещение в другой регион или страну с целью постоянного проживания».4

    Говоря о миграции, различают такие понятия, как «эмиграция» и «иммиграция». Эмиграция означает выезд граждан за пределы государства, иммиграция – въезд иностранцев в страну с целью постоянного проживания.

    Трудовая миграция – вид миграции, представляющий собой совокупность территориальных перемещений людей, связанный с занятостью и поисками работы. Различают внешнюю, или трансграничную миграцию – пересечение мигрантами государственных границ, и внутреннюю миграцию – перемещение населения внутри страны между административными единицами.

    Необходимо отметить, что далее нами будет рассматриваться лишь процесс внешней трудовой иммиграции в Россию. Как отмечают многие исследователи, именно процесс иммиграции, то есть въезда иностранных жителей в страну, является наиболее конфликтогенным.

    С конца 1990-х годов происходит рост количества легально работающих в России трудовых мигрантов. Согласно официальным данным, в 2006 году оно превысило 1 миллион человек, а уже в 2009 году по договору легально работали 2425 тысяч человек. Стоит отметить, что рост трудовой миграции говорит не столько о реальном увеличении количества работающих мигрантов, сколько о смещении границы между регулируемой и нерегулируемой составляющей миграции в пользу первой.5 В СМИ существуют различные оценки количества нелегальной трудовой миграции – они колеблются от 5 до 15 миллионов человек. Наиболее вероятные оценки составляют 3-4 миллиона человек на начало 2000-х годов и рост до 5-7 миллионов человек в 2005-2007 годах6. Увеличению объема нелегальной миграции способствуют миграционное законодательство, а также теневой сектор экономики, который привлекает большое количество неквалифицированных иностранных рабочих. Однако после миграционной реформы 2007 года процент регулируемой составляющей миграции вырос в 3-4 раза. Так, согласно экспертной оценке соотношения регулируемой и нерегулируемой частей трудовой миграции, доля последней составляла 5-10% на 2000 году и увеличилась до 35-40% после 2007 года.

    Большинство экономистов считают, что трудовая миграция оказывает положительное влияние на экономику России. Согласно разным оценкам, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 8-10%. Между тем, примерно 2/3 мигрантов работают в условиях теневой экономики. По данным опросов, чуть менее половины из всех мигрантов работали по разрешению, и лишь 1/3 из них получали зарплату по ведомости. Также согласно опросам, зарплата мигрантов, работающих нелегально, на 5 % ниже зарплаты легально зарегистрированных работников. При этом условия труда практически не различаются.

    В настоящий момент неформальные отношения мигрантов и работодателей выгодны обеим сторонам. Как отмечает в своей статье Е.В. Тюрюканова: «Жесткая «привязка» работника-мигранта к работодателю, отмененная в 2007 году для выходцев из стран СНГ, но введенная вновь с 2009-го как антикризисная мера, практически выводит мигрантский труд из сферы конкурентной борьбы. Работодатель в этом случае не может свободно выбирать работников на рынке, поскольку он ограничен заявленной квотой, и с каждым новым работником он вынужден проходить процедуру легализации. Иностранный работник также не может поменять работодателя без получения нового разрешения на работу».7

    Иностранные рабочие привлекаются в Россию почти из 120 стран мира. Основные миграционные потоки в Россию направляются из стран СНГ и «дальнего зарубежья», причем в последние годы доля мигрантов из СНГ увеличилась с 53% в 2006 году до 67% в 2007 году. Основными странами-поставщиками рабочей силы являются Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова, Кыргызстан, Армения, Азербайджан, Китай, Вьетнам и Турция. С учетом нерегулируемой части миграции Украина дает около 1 миллиона трудовых мигрантов, Молдавия – до 500 тысяч. Также увеличивается процент мигрантов из Центральной Азии. Так, количество мигрантов из Узбекистана в 2006 году составляло лишь 10% от общего миграционного потока, а в 2009 году оно составило 30%; количество мигрантов из Таджикистана также увеличилось с 10% в 2006 году до 16% в 2009 году.

    Среди иностранных работников преобладают люди с низкой и средней квалификацией. Основные отрасли российской экономики, в которых заняты трудовые мигранты – строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, торговля и обслуживание. Стоит отметить, что на рынке сложилась довольно четкая специализация трудовых мигрантов из отдельных стран на определенных отраслях занятости. Как показывают исследования, мигранты из Таджикистана преимущественно заняты в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве крупных городов. Мигранты из Узбекистана работают в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, жилищно-коммунальной сфере. Рабочие-мигранты из Кыргызстана заняты в жилищно-коммунальном хозяйстве, сфере обслуживания, транспорте, торговле. Украинские трудовые мигранты – это в большинстве своем строительные и ремонтные рабочие, рабочие на промышленных предприятиях и транспорте. Молдавские трудовые мигранты, главным образом, являются строителями и водителями. Китайцы и вьетнамцы преобладают в сфере торговли, сельском хозяйстве, легкой промышленности.8 Это свидетельствует о том, что на российском рынке сложились определенные этнотерриториальные сегменты.

    Говоря о характеристиках самих мигрантов, следует отметить, что трудовая миграция продолжает оставаться преимущественно мужским занятием. Согласно официальным данным, доля мужчин в общем потоке мигрантов составляет 84%. Средний возраст мигрантов – 32-33 года, более 75% из них моложе 40 лет. Более половины мигрантов являются единственными кормильцами в семье; при этом многие (35-40%) имеют трех и более иждивенцев.

    Отмечается также снижение образовательного уровня мигрантов. Если в начале 2000-х годов почти половина трудовых мигрантов имела высшее образование, то в 2006 году – только 13%.9 Мигранты с низким уровнем образования и профессиональной подготовки являются одной из проблемных групп в плане адаптации и интеграции на рынке и труда и в обществе в целом.

    Происходят изменения характера миграции по различным направлениям:

    • В миграционном потоке преобладают выходцы из сел и пригородов – 70 % от общего числа мигрантов;
    • Большинство мигрантов относятся к низшему экономическому слою – бедные(38%) и очень бедные(46%);
    • Увеличивается культурная дистанция между мигрантами и местным населением. В 2007 году доля мусульман в структуре миграционного потока из Центральной Азии составила 41%.

    Одной из характерных черт современной трудовой миграции является широкое распространение неформальных социальных сетей. В отличие от традиционных диаспор, такие сети чаще всего носят неформальный характер, слабо институциализированы, однако они не только заполняют вакуум на месте отсутствующих официальных сервисов, но и часто работают эффективнее, чем официальные структуры. В настоящее время более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, то есть с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей.10 Также широко распространен институт частных посредников, которые обслуживают около 15% мигрантов. Чаще всего они действуют нелегально. Через государственные каналы трудовой миграции проходит не более 10% миграционного потока. Неформальные мигрантские сети снижают возможности управления миграцией. Даже в случае появления новых ограничений в официальной политике, миграция через сети будет продолжаться.

    В российском обществе сложилось представление о миграции как о временном явлении. Однако многие из тех, кто сейчас работает в разных сферах экономики, приехали в Россию уже давно и не собираются отсюда уезжать. Тем не менее, большинство мигрантов оценивает свое пребывание в России как временное. Согласно опросам, большинство респондентов (40%) придерживается тактики долгосрочных циркулярных поездок на заработки. Тактики краткосрочных поездок и выездов на конкретную работу придерживается менее 1/3 опрошенных. Выбор стратегии долгосрочных циркулярных поездок обусловлен возможностью извлечения максимальной выгоды для мигрантов. Заработная плата в России в несколько раз выше, чем в странах происхождения, а цены на товары и услуги в этих странах ниже, поэтому мигранты предпочитают зарабатывать деньги в России и тратить их у себя на родине.

    Подводя итог, хочется отметить, что трудовая миграция – необходимое явление для российской экономики, а также один из путей решения демографического кризиса. Однако, существует много негативных сторон данного процесса, а именно: разрастание теневой экономики, обострение криминогенной обстановки и межэтнические конфликты. Как заметил в своей статье Е.Трифонов «Миграция хороша, когда в страну приезжают культурно близкие, трудолюбивые и квалифицированные люди».11 Таким образом, перед государством стоит важная задача смена вектора трудовой миграции на более «качественную».


    Похожие записи:

    Добавить комментарий