Инструкция: как рассчитывается налог на прибыль

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция: как рассчитывается налог на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

  • Налог на прибыль организаций — ключевая пошлина, сложная в расчёте из-за определения налоговой базы.
  • Важно точно классифицировать доходы и расходы, убытки, знать региональные ставки и пользоваться положенными льготами.
  • Расходы и доходы определяются одним методом. Нельзя учитывать расходы по начислению, а доходы по кассовому методу.
  • Актуальную информацию по региону всегда можно узнать на официальном сайте ФНС. Это поможет избежать лишних расходов или волокиты по возврату излишне перечисленных средств из бюджета.
  • В 2022 году налог на доход составляет от 0 до 20% в зависимости от деятельности и географии предприятия.
  • Налог можно платить помесячно или поквартально.
  • Налоговую базу можно уменьшить на сумму убытков, которые предприятие понесло в ходе деятельности, но не более 50% от общей суммы убытка.

Налог на прибыль в 2022 году

Налог на прибыль в 2022 году зависит от следующих моментов:

Момент

Комментарий

Объект

Финансовый результат произведенной деятельности (в т.ч. коммерческой) — разница между доходами и расходами

Налогооблагаемая база

Превышение доходов над расходами в денежном выражении

Налоговый период

Календарный год

Ставки

Стандартная ставка 20% (3% — в федеральный бюджет, 17% — в региональный бюджет)

Исчисление платежа

Регламентирован гл. 25 НК

Правила уплаты

Авансы — ежемесячно или ежеквартально

За год — по окончании отчетного квартала

Сроки уплаты

Авансы — 28-е число месяца, идущего после отчетного периода

За год — 28 марта года, идущего за прошедшим календарным годом

Пример расчета налога на прибыль

Давайте рассмотрим пример.

Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.

Предоплата составила 400 тыс. руб.

Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.

В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.

Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.

Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.

Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.

Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)

Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».
Читайте также:  Компенсация за неиспользованный отпуск в 2023-2023-м

Плательщики налога на прибыль

Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.

Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.

Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.

Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.

При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:

– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);

– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);

– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

НДС: необходимые изменения

Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.

Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.

Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.

Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.

Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.

Некоторые послабления для клиентов банков

До конца сентября 2020 года предусмотрены некоторые послабления для юридических лиц в качестве меры поддержки бизнеса в посткарантинный период. Они касаются клиентов банков — теперь организации с налоговой нагрузкой менее 0,9% от оборота не будут считаться подозрительными, как это было раньше. Предельная граница доли налоговых платежей от суммы оборота по счету может составлять минимум 0,5%.

Главными критериями, по которым банки определяют благонадежность своих клиентов, теперь являются:

  • Минимальная налоговая нагрузка — временно от 0,5%, с начала октября вернется к докризисным 0,9%.
  • Отсутствие в списке у компании-клиента банка покупателей или поставщиков из списков 550-П и 639-П, уличенных в нарушении законодательства.
  • Наличие платежей, которые свидетельствуют о реальности деятельности бизнеса. Например, оплата со счета предприятия за воду, интернет, канцтовары, аренду офиса, телефон, зарплаты и других социальных взносов сотрудникам, страховых взносов, НДФЛ и так далее.
  • Достаточно частые снятия наличности или вывод средств с корпоративной карты через займы физическим лицам, в том числе руководителю.

Что поменялось в декларации: ключевые изменения.

В налоговую декларацию по налогу на прибыль внесены изменения в приложения № 1,2,3. Кроме технический изменений, таких как замена более 50-ти штрих-кодов (Штрих-код «00216012» заменить штрих-кодом «00217019» и т.п.), есть изменения и содержательные.

  1. В декларацию внесен новый код, освобождающий группу налогоплательщиков от уплаты налога. Согласно Федерального закона от 09.03.2022 № 50, в НК РФ внесена новая статья 246.3, освобождающая от уплаты налога на прибыль организации, зарегистрированные на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городских округов. Как следствие, декларация по данному налогу дополнена уточнением, согласно которому организации, освобожденные от уплаты налога на прибыль по данной статье налогового кодекса, представляют отчетность с указанием кода по месту учета под номером 231.
  2. Дома и дворцы культуры, клубы, учредителями которых являются муниципальные образования, получили право применять нулевую ставку налога на прибыль. При заполнении декларации они должны использовать код по месту учета 246. Такую льготу уже имели музеи, театры и библиотеки.
  3. Большая группа поправок связана с отражением уплаты налога международных холдинговых организаций (МХК). Изменения в декларации следуют за поправками в 284 статью НК РФ, регулирующими применения различных ставок налогообложения доходов МХК. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 26.03.2022 № 66.
    • Лист 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)» — дивиденды, начисленные получателям дохода – МХК по ставке 5%, будут отражаться в строке декларации по налогу на прибыль 037, по другим налоговым ставкам — в строке 038.
    • Лист 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 НК РФ» дополнен новыми кодами видов доходов:
      • «10» – доходы в виде процентов, полученных международной холдинговой компанией, облагаемые по налоговой ставке 5%, предусмотренной подпунктом 5 пункта 4 статьи 284 НК РФ,
      • «11» – доходы в виде дивидендов, полученные международными холдинговыми компаниями, облагаемые по налоговой ставке 5%, предусмотренной подпунктом 2.1 пункта 3 статьи 284 НК РФ,
      • «12» – доходы, полученные от международной холдинговой компании при использовании ею прав на объекты интеллектуальной собственности, облагаемые по налоговой ставке 10%, предусмотренной пунктом 4.3 статьи 284 НК РФ,
      • «13» – доходы, полученные международной холдинговой компании от предоставления ею прав на объекты интеллектуальной собственности, облагаемые по налоговой ставке 5%, предусмотренной пунктом 4.4 статьи 284 НК РФ.
  4. Введены новые коды доходов, не учитываемые в базе налога на прибыль – 616-619.
  5. Обновлен электронный формат декларации по налогу на прибыль. Версия формата 5.10 заменяется цифрами 5.11. В электронном формате отражены все изменения, внесенные в декларацию. Важно: если в организации более 100 сотрудников или она является крупнейшим налогоплательщиком, то подавать декларацию по налогу на прибыль она может только в электронном формате. Остальные компании могут выбрать электронный формат по желанию.

Сроки сдачи декларации по налогу на прибыль поменялись.

До 2023 года срок сдачи налоговой декларации на прибыль, согласно п.3 статьи 386 НК РФ, был установлен следующий — до 28 числа месяца, следующего за отчетным. Согласно изменениям, внесенным в Налоговый кодекс РФ законом от 14.07.2022 № 263-ФЗ, вступившим в силу с 2023 года, декларация по налогу на прибыль представляется налогоплательщиками не позднее 25 числа.

По итогам отчетного периода декларация сдается не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, сдают декларацию не позже 25 числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление авансового платежа.

По итогам налогового периода — не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сдача декларации по налогу на прибыль осуществляется в ИФНС по месту регистрации бизнеса.

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

Читайте также:  Разрешение на оружие в 2023: пошагово как получить

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

В каких регионах отсутствуют ограничения по видам деятельности?

Обратите внимание: сделать 1%-й налог для всех предприятий на УСН правительство планирует с оговоркой: такую льготу получат лишь организации определенного профиля.

Но получить максимальный экономический эффект можно иным путем: компания РИКС КОНСАЛТ рекомендует выбирать проверенные нами лично регионы, где ставка снижена для всех без учета ОКВЭД.

  • Чечня: льготная ставка бессрочна
  • Мурманск: льгота предоставлена на 2022 год
  • Республика Удмуртия: в 2022 году можно заплатить 1%, в 2023 — 3%, если выбран УСН доходы. В 2022-23 годах — 5%, если доходы минус расходы.
  • В Республике Кабардино-Балкария льготой можно воспользоваться до конца 2024 года в случае, если организация или ИП имеет статус Субъекта малого и среднего предпринимательства.
  • В Республике Калмыкия ставка 1% и 5% действует в первый год, далее каждый год налог увеличивается на процент.
  • В Перми ИП и ООО впервые зарегистрированные, могут рассчитывать на 1, 2, 4% вместо 6 и 5, 7, 10% вместо 15%.
  • В Бурятии 1% вместо 6 и 5% вместо 15 в 2022-2023 как для перерегистрировавшихся, так и для новых ООО и ИП.

Как знание о региональных льготах поможет бизнесу?

Чтобы воспользоваться сниженными ставками, можно перерегистрироваться в льготный регион: ИП придется сменить прописку, а юридическому лицу – воспользоваться процедурой смены юридического адреса.

Если ИП сменит регион проживания, а ООО – юридический адрес, им нужно будет встать на учет и подавать отчетность уже в новую инспекцию. При этом деятельность по-прежнему можно вести в прежнем регионе, так как налог бизнес будет платить по ставке, установленной в «льготном» регионе. Но мы не рекомендуем так делать с ООО.

Если придет ФНС, то могут дать штраф за ведение деятельности не по месту регистрации или объявить «недостоверной компанией».

При исчислении налога за год бизнес должен применить ставку, которая действовала в регионе по состоянию на 31 декабря отчетного года. То есть если налог оплачивают за 2022 год, то ориентируются на региональную ставку от 31 декабря 2022 года. При этом следует учитывать все ранее исчисленные и уплаченные авансы.

Поясним на примере:

ИП на УСН работал в Адыгее и работал по схеме «Доходы минус расходы» со ставкой налога 15%:

  • прибыль за первый квартал 2022 года составила 100 000 руб., поэтому ИП уплатил аванс 15 000 руб (100 000 × 15%.);
  • прибыль за полугодие нарастающим итогом составила 300 000 руб., и размер авансовых платежей достиг 30 000 руб.

Ставки налога на профессиональный доход

Устанавливаются две ставки, по которым будет начисляться профессиональный доход (п. 191 ст. 1, ст. 381−2 проекта НК-2023).

10% в отношении профессионального дохода, полученного от:

  • физических лиц (независимо от его размера);
  • иностранных организаций и иностранных индивидуальных предпринимателей (независимо от его размера);
  • белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей в размере, не превышающем 60 000 белорусских рублей в целом за год.

20% в отношении профессионального дохода, полученного:

  • от белорусских организаций и белорусских индивидуальных предпринимателей, в размере, превысившем 60 000 белорусских рублей в целом за год;
  • при выявлении налоговым органом факта получения плательщиком дохода без формирования чека посредством приложения «Профналог».


Похожие записи:

Добавить комментарий