Учет износа по ОСАГО: как правильно рассчитать в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет износа по ОСАГО: как правильно рассчитать в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:

  1. «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
  2. «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
  3. Электронная база стоимости запчастей.

Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:

  • № 1 — требования к проведению фотосъемки;
  • № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
  • № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
  • № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
  • № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
  • № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
  • № 9 — коэффициенты эксплуатации;
  • № 10 — коэффициенты механических повреждений.

Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.

В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.

Что делать, если компания обманывает?

Страховые компании стремятся выплатить минимальные суммы компенсации своим клиентам, чтобы их прибыль была соответственно выше. В таких случаях часто возникают споры, которые решаются в судебном порядке. Пострадавший несет дополнительные растраты, заказав экспертизу износа в фирме, которая не имеет отношения к страховой компании. Результаты новой оценки должны быть предъявлены в суд, как доказательство своих требований к страховщикам.

Если стороны не будут согласны с доводами экспертиз, суд назначает судебного эксперта из госструктуры, который проводит третью независимую экспертизу. На ее основании суд выносит свое решение.

Водитель, попавший в ДТП по вине другого автовладельца, может рассчитывать на страховую компенсацию по ОСАГО. Зачастую, выплаченная сумма оказывается меньше предполагаемой. Чтобы избежать такой ситуации, целесообразным будет ознакомиться с основными правилами и методами расчета износа по данному страховому полису.

Выплата по страховке будет ниже из-за износа авто

Очевидно, что со временем использование автомобиля приводит к его изнашиванию. Это влияет как на технические свойства, так и на общий вид машины. Считается, что сразу после выезда из автосалона цена на машину падает приблизительно на 30%. При этом в среднем ежегодно авто теряет около 10% своей стоимости. В связи с этим страховая компания покрывает не весь ущерб по ОСАГО.

При расчёте размера компенсации страховщик опирается на стоимость повреждённых деталей, нужных для работы материалов, а также стоимость нормо-часов работ. После этого из полученной суммы вычитается износ транспортного средства. Износ рассчитывается по формуле Центрального банка России, закреплённой в положении №432. В формуле учитывается ряд параметров:

  • дата аварии;
  • марка автомобиля;
  • пробег. Если точные данные отсутствуют, его рассчитывают по среднегодовым показателям пробега;
  • возраст поврежденных деталей;
  • коэффициент влияния пробега и времени использования авто (отличается для разных марок машин).
Читайте также:  Минимальные алименты в Украине

Ремонт без учета амортизации

В настоящее время страховая компания имеет право возместить ущерб по ОСАГО не денежными средствами, а направлением в автомастерскую. В этом случае применение запчастей, бывших в употреблении, категорически запрещено. Поэтому в этом случае стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО считают без учета износа. И здесь, иногда, начинаются проблемы. Получившихся сумм просто может не хватить на приобретение нужных оригинальных деталей. Поэтому либо начинают предлагать установку аналогов, стоимость которых ниже оригиналов, либо выставляют счет на доплату, так как ремонтники обязаны использовать новые запчасти. А считают расходы на них по ОСАГО с учетом износа. Но чаще всего страховщики просто предлагают выплатить денежные средства и ремонтировать авто самостоятельно.

Как избежать износа в ОСАГО

Непосредственно в ОСАГО этого сделать не удастся. Исключение составляют те случаи, когда пострадали детали, только приобретенные и установленные на автомобиль. Если кто-то “удачно” припарковался в ваш новенький бампер, то при обращении по ОСАГО к заявлению нужно приложить копии документов, подтверждающих его приобретение и установку. В этом случае в отношении данной конкретной детали износ учитываться не будет.

Тем не менее обезопасить себя от этих проблем вполне возможно. Сейчас многие страховые компании при оформлении ОСАГО предлагают различные варианты полисов мини-каско. Это, конечно, не полновесный полис, который защищает и от падения деревьев, дтп с животными, возгорания ТС и т.д. Но при столкновении с лихачем на дороге, благодаря такой страховке, вы сможете не волноваться о том хватит или не хватит на ремонт полученных по ОСАГО денег. Вы просто отправите свое авто на ремонт, а страховщик сам будет взаимодействовать и со страховой компанией виновника, И, при необходимости, с ним самим. Причем независимо от того, есть у него ОСАГО или нет.

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Что учитывается при начислениях?

Мы пояснили, что Правительство РФ внесло поправки в постановление, и изменения относятся исключительно к восстановлению наземного транспорта. В свете корректировок обсудим, что вмещает в себя расчет износа по ОСАГО.

На износостойкость влияет:

  • Пройденное время с года выпуска ТС (если отсутствует дата, то берется время первой покупки).
  • Километраж пробега.
  • Качество колес и автопокрышек.

Для того чтобы рассчитать износ по ОСАГО, перемножаются несколько коэффициентов, относящимся к различным частям автотранспорта. А именно:

  • Выпускной год транспортного средства.
  • Время ДТП.
  • Марка автотранспорта и страна-производитель.
  • Величина пробега на момент автоаварии.
  • Уровень истирания шин (высота индикатора протектора).

Затем показатели подставляют под значения формулы, обсуждаемой ниже.

На заметку! Вашему вниманию предоставляем небольшой перечень деталей, на которые не начисляется процент износа по ОСАГО:

  • подушки для безопасного вождения;
  • ремни безопасности совместно с их устройствами;
  • тормозная, электронно-пневматическая и составляющие этих систем;
  • рулевая система управления;
  • сцепление авто.

Как проконтролировать СК?

Если при начислении выплат от компании образуется нехватка денежных средств на ремонт повреждений транспорта, то недостающую разницу должен оплачивать сам виновник. Никаких доплат с вашей стороны быть не должно.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения по истечении 10 лет в 2023 году

Оценочные эксперты, направленные от страховых организаций склонны занижать действительный ущерб. Порой заниженная оценка приводит к минимальному компенсированию, с трудом покрывающей часть расходов на восстановление машины.

Если наблюдается большое расхождение между реальным уроном и начисленной суммой, то стоит потребовать сделать перерасчет. Большим подспорьем является независимая экспертиза оценки ущерба. Поэтому настоятельно рекомендуем тщательно проверять не только калькуляцию износа, но и внесенные данные. Например, точное время эксплуатации автотранспорта существенно влияет на итоговый результат и т. д.

Надеемся, что статья была полезной и помогла оценить настоящий урон от непредвиденной аварии.

Кто и как проводит расчет износа по ОСАГО, ведет учетИсследование состояния ТС потерпевшего после аварии – обязанность страховой компании. Это она выплачивает возмещение или организует ремонт машины, то есть несет расходы. Поэтому сначала по ее инициативе производится осмотр техники. И если потерпевший не согласен с определением суммы материального ущерба, страховщик же заказывает независимую экспертизу. Судебная практика доказывает, что в подобных случаях суд принимает сторону ответчика. По ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК.

Примеры ответов страховых компаний на досудебные претензии, со ссылками на Единую Методику

Несоответствие средних цен на сайте РСА реальным рыночным ценам
Размеры компенсации от СК зависят от многих факторов. В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2023 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт. К ним относятся ремни и подушки безопасности, включая и устройства, предназначенные для обеспечения защиты детям. Сюда же относят:
Для автомобиля требовались замена и окрашивание заднего бампера.

Нововведения в законодательстве отменили предоставление выплат в большинстве случаев, заменив их на направление ТС в выбранную страховщиком станцию техобслуживания для осуществления бесплатного ремонта.

Как выплачивается страховка, если есть КАСКО и ОСАГО

Помимо обязательного автострахования, есть добровольное – это КАСКО. Прежде чем выбрать такой вариант, нужно разобраться, что покрывает КАСКО. Теоретически этот полис может покрывать любой страховой случай, на практике выплаты определяются стоимостью полиса и условиями договора. Клиент может самостоятельно определить перечень страховых случаев. Чем их больше, тем дороже страховка, в связи с этим полный перечень рисков страхуют немногие. Как правило, по КАСКО предусмотрены выплаты в случае:

  • ДТП;
  • угона машины;
  • повреждения отдельных элементов или механизмов машины;
  • намеренного нанесения ущерба автомобилю третьими лицами;
  • пожара;
  • стихийного бедствия.

Также нужно знать, как работает выплата по КАСКО при аварии. Порядок обращения в страховую компанию после ДТП такой же, как и при ОСАГО, но есть две особенности:

  1. За выплатой может обратиться и виновник аварии.
  2. Обращаться участник ДТП должен в свою страховую компанию. Хотя на практике, если речь идет о пострадавшем водителе, многие страховые компании пытаются отказать в выплате, ссылаясь на то, что ущерб должна оплатить страховая компания виновника.

Порядок произведения расчетов

Обладатель ОСАГО может выбрать тип компенсации сам:

  • восстановление за счет страхователя;
  • компенсация денежными средствами (сейчас работает только в особых ситуациях).

Неважно, какой метод будет использован – подсчет страховой компенсации учитывает закономерное переутомление компонентов, подлежащих замене. Если учитывать нормативы, износ не может быть определен больше чем в 50% стоимости компонентов, сломавшихся в момент ДТП.

Средства, требуемые для реконструкции ТС, высчитываются с помощью списка, утвержденного по «Единой методике» Центробанка РФ. С помощью плана выясняют сумму издержек, которая будут использована для возврата ТС в исходное до происшествия состояние.

Перечень правил, который даст понять, каким образом высчитывается сумма компенсации:

  • компоненты, поврежденные не во время аварии, а до нее – не включаются в перечень расходов возмещения;
  • необходимо провести осмотр ТС незамедлительно после аварии, это нужно для того, чтобы составить перечень компонентов, сломавшихся во время происшествия; впоследствии может понадобиться вспомогательное исследование.
  • для выяснения количества трат, нужных для покупки новых компонентов, учитываются ценники на элементы во время аварии в регионе, где произошел страховой случай;
  • расходы на приобретение запчастей рассчитываются исходя из степени потери части функциональных характеристик, а также от того, насколько интенсивно деталь эксплуатировалась;
  • расчет за услуги ремонтной мастерской, покупка компонентов, новые запчасти тоже включены в сумму компенсируемых расходов, но модернизация ТС в эту сумму не входит.
Читайте также:  Самые красивые даты для свадьбы в 2023 году

Только эксперт-партнер страховщика имеет полномочия определять степень износа ТС. Этот момент чаще всего является камнем преткновения в отношениях страхователя и страховщика, потому что часто выплаченной компенсации оказывается мало для возврата автомобиля в вид, предшествующий ему до происшествия.

Самостоятельное выяснение уровня автомобиля даст возможность решить проблему со страховщиком.

Перечень компонентов, не участвующих в ценообразовании страховой компенсации:

  • подушки и ремни безопасности;
  • крепеж для фиксирования элементов;
  • тормоза и сопутствующие компоненты;
  • система, отвечающая за рулевой контроль.

Изменения в законе по ОСАГО по поводу износа

Задача страхования ОСАГО – возмещение ущерба пострадавшим в ходе аварии, с учетом размера нанесенного урона. Наличие заключенного договора автогражданки – обязанность каждого водителя. В случае ДТП оплата расходов на ремонт машины и лечение пострадавших производится за счет страхового полиса нарушителя.

Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:

  • страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
  • восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.

Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:

  • за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
  • степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.

Проблемы со страховой

Страховые компании не всегда с радостью выплачивают вам полную сумму компенсации или выполняют качественный ремонт вашего автомобиля. Расчет износа по ОСАГО – одна из возможностей «занизить» сумму выплаты.

Если в вашей ситуации применяется учет износа автомобиля, стоит потребовать бумаги у страховой компании. Речь идет о оценке износа с калькуляцией. Страховщик может отказать в выдаче такого заключения – это первый признак недобросовестных действий.

Другой способ занизить суммы – не заносить в расчет все повреждения. Будьте внимательны при изучении листа с калькуляцией – там могут оказаться только внешний повреждения, некоторые внутренние дефекты могут не учитываться.

Обратите внимание на дату, с которой проводится расчет износа. Бывает, что страховая компания считает использование автомобиля с 1 января года выпуска, хотя в паспорте транспортного средства указана дата начала эксплуатации. Это еще один способ снизить сумму компенсации автовладельцу.

Какими законодательными актами регулируется

Необходимость учета износа отдельных деталей и агрегатов автотранспортного средства регламентируется:

  1. Статьей 12 Закона «Об обязательном автостраховании» (№40-ФЗ. Последние изменения документа вступили в силу с 1 сентября 2020 года).
  2. Главой 9 Постановления Правительства №263 (утверждение Правил обязательного автострахования).

Так же документами определяются:

  • способы получения компенсации. Автовладелец по своему усмотрению имеет право осуществить ремонт автотранспорта за счет средств страховой компании (причем организация, производящая восстановительный ремонт так же может быть выбрана самостоятельно) или получить денежную сумму, необходимую для ремонта;
  • порядок проведения экспертизы. На первом этапе осмотр автомобиля производится сотрудниками автоинспекции (при оформлении ДТП через ГИБДД) или представителя страховой компании и только после этого транспортное средство направляется на экспертизу;
  • перечень документов, необходимых для получения страховой выплаты и так далее.

Размер износа определяется в соответствии с единой методикой, разработанной и утвержденной Положением Банка России №432-П. Документ был принят и введен в действие осенью 2014 года.

Описанный в документе способ определения размера страховой компенсации является обязательным для применения, как страховыми компаниями, так и сотрудниками, работающими в организациях, специализирующихся на проведение экспертизы автотранспорта.


Похожие записи:

Добавить комментарий