Что делает археолог? Где учиться и как им стать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делает археолог? Где учиться и как им стать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Археологи изучают следы человеческой культуры — артефакты — и отвечают на вопросы: «Как и где жили люди?» Не путайте археологов с палеонтологами, которые ищут окаменелости и восстанавливают историю развития животных и растений. Археолог — антрополог прошлого, его интересуют здания, украшения, захоронения, наскальные рисунки и оружие. Палеонтолог — это, по сути, геолог с уклоном в биологию.

Чем занимается археолог

Археология — вспомогательная историческая дисциплина. В Нижегородской области, откуда я родом, ведутся споры о том, что находится под местным кремлём. Его площадь раскопана на одну четверть, а недавно во время ремонта было обнаружено основание храма. О храме историки впервые узнали из документов, и раскопки это подтвердили.

Иногда археологи находят новые неизвестные поселения. Такие исторические памятники проливают свет, например, на процесс расселения славян, поскольку письменных источников не хватает.

Плюсы и минусы профессии

К плюсам профессии можно отнести следующее:
+ Возможность много путешествовать. В составе археологической экспедиции можно побывать во многих уголках света. Археологи месяцами пропадают на раскопках.
+ Изучение древностей не только по книгам, но и непосредственное приложение знания и опыта к поиску древностей и окаменелостей.
+ Вхождение в историю в случае важного открытия. Археологи честолюбивы, присутствует дух соревнования между ними.

Есть также и минусы. Их нужно учитывать при выборе профессии:
«Спартанские» условия труда: практические полное отсутствие комфорта на раскопках.
Работа в разнообразном климате, в том числе экстремальном: сильный холод Арктики или палящая жара в пустыне.
Не исключен и тяжелый труд. Артефакты могут весить не один десяток килограммов, следует к этому добавить ручную раскопку на исторических местах.
Невысокие заработки. Именно поэтому эта работа для истинных фанатов своего дела.
Не каждая семья сможет существовать на расстоянии – частые командировки могут негативно сказаться на отношениях.

Существуют «профессиональные» болезни. Самая распространенная – гастрит или язва желудка. В экспедиции не всегда есть возможность употребления здоровой пищи. Ежедневный рацион в основном состоит из полуфабрикатов, консервов. Еще одни «лучшие друзья» археолога – ревматизм и радикулит. Походная жизнь, сон на земле, поднятие тяжестей этому способствуют.

Где учиться на археолога

Вопреки распространенному мнению, для начала работы по специальности недостаточно попасть на раскопки в качестве ассистента или рабочего. Чтобы стать археологом нужно получить академическое образование по профилю. В большинстве крупных городов есть ВУЗы с историческими факультетами. Лучше изначально выбрать кафедру археологии, тогда во время обязательных практических выездов у студента появится шанс оценить специфику выбранного направления.

Каждый ВУЗ сам определяет, какие экзамены ЕГЭ учитываются при поступлении. Чаще всего это русский язык, обществознание, история. Иногда нужно сдавать дополнительные дисциплины на усмотрение факультета и в соответствии с его спецификой. Это могут быть черчение, информатика, биология, физика или химия. Такие требования возникают из необходимости наличия у археолога ряда навыков, которые в будущем ему понадобятся для работы.

Хороший археолог должен уметь:

Для успешной работы в археологии познаний в истории недостаточно. Искатель артефактов должен разбираться в геологии, геодезии, антропологии, этнографии, палеографии и ряде смежных дисциплин. Необходимы знания по физике, химии, текстологии, нумизматике, геральдике и других областях.

Настоящие профессионалы своего дела никогда не прекращают учиться на археолога. После окончания ВУЗа они занимаются изучением трудов своих коллег, посещают семинары и конференции, расширяют спектр своих теоретических знаний и практических навыков.

Какие навыки нужны в экспедиции

В зависимости от масштабов раскопок участники берут на себя одну или несколько обязанностей. Незаменимый человек в любой экспедиции — её руководитель. Он несёт ответственность за имущество, оформляет документы и подбирает команду. Другой человек, без которого трудно представить выезд команды или городские раскопки, — завхоз. Заведующий хозяйственной частью ведёт учёт всего оборудования, инвентаря и продуктов.

У тех, кто снимает грунт на участке, нет особой должности, их называют просто «люди на лопате». Иногда они же выступают в качестве переборщиков — просеивают или моют грунт, если нужно найти мельчайшие осколки, драгоценные камни и бисер.

Отдельная профессия в экспедиции — археолог-геодезист. С помощью специальных приборов — теодолита, нивелира или тахеометра — геодезист получает данные о перепаде высот и значении углов. Раньше всё приходилось наносить на планы вручную, а сейчас умный прибор сам загружает информацию о местности в компьютер. Я научился выполнять замеры и составлять планы на курсах за пару недель и выполнял геодезическую работу.

Перед фото- и видеофиксацией, а также геодезической съёмкой находок нужно подготовить раскоп. Этим занимаются ответственные за зачистку. Затем за дело берутся фотограф и другие специалисты.

Иногда к участию в раскопках присоединяются почвоведы, специалисты по керамике, реставраторы или антропологи. Кстати, антропологи помогают определять по костям не только скелеты людей, но и животных. В выездных экспедициях бывает нужен водитель. Как видите, люди с самыми разными навыками и интересами могут пригодиться на раскопках.

Читайте также:  Заключение договора на техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание

Стать археологом не было моей детской мечтой. Впервые с этим миром я познакомилась совершенно случайно, когда в девятом классе вместе с другими школьниками работала в алтайских степях на раскопках сросткинской культуры, проводимых московским Институтом археологии АН СССР. Когда взяла в руки свои первые маленькие находки – «пропала», и чисто детское любопытство сменилось пониманием: я хочу этим заниматься. Я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек.

Мы жили рядом с Барнаулом в поселке, построенном в лесу вокруг крупного военного завода. Поселок чем-то походил на Академгородок, там была прекрасная школа с умными, любящими свою профессию учителями, лучший в городе бассейн, замечательная библиотека, где на полках стояли прижизненные издания Циолковского, а в каких-то старых потрясающих книгах встречались невероятные стихи, которые до сих пор я так и не могу найти… После окончания такой «поселковой» школы я поступила на гуманитарный факультет Новосибирского университета.

Почему выбор пал на НГУ – ведь в то время здесь в отличие от Московского университета не было отделения археологии? Ответ один – Окладников. В то время это был самый известный в Советском Союзе археолог. Его имя было у всех на слуху, мы зачитывались его книгами… В самой его личности было что-то такое необычное и обаятельное, что привлекало и завораживало людей, никогда в жизни с ним не встречавшихся. Тем более что Алексей Павлович занимался историей Сибири – края, где мы жили. Магия его личности объяснялась еще и тем, что он был не просто известен, но всемирно известен: для нас он был одним из замкнутой касты «небожителей», человеком, олицетворяющим собой всю археологию мира.

Сегодня абитуриенты выбирают факультет – мы тогда выбирали имя. Шли к человеку, от которого мечтали многое услышать и узнать, многому научиться. И хотя, как оказалось впоследствии, Окладников не преподавал в НГУ, выбор оказался верным: он возглавлял институт, куда я попала на практику сразу после первого курса. Уже тогда я поняла, что в университете нужно получать знания, фундаментальную базу, но профессию… Профессию может дать только научно-исследовательский институт, где ты будешь на равных включен в реальную работу.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum – искусственно сделанное) – это созданный или обработанный человеком предмет. Артефакты также называют вещественными источниками. К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности. Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр. Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин: гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение). Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:

Полевая – поиск артефактов с помощью раскопок на суше;

Подводная – поиск под водой;

Экспериментальная – реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом – при планировании раскопок, фотоаппаратом – для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет – это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать

А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию

Работа археолога – это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях – в зное и пыли, вдали от цивилизации – бриться не рекомендуется.

Читайте также:  Электронный больничный 2023: как проверить, дополнить и оплатить

Но для настоящего археолога археологические находки – источник очень сильных эмоций.

Какими личностными качествами должен обладать археолог

Эффективная работа с артефактами требует наличия у соискателя должности ряда базовых, профильных, узконаправленных знаний. Также профессия археолога нередко подразумевает определенные сложности, справиться с которыми способны не все.

Качества, которыми должен обладать археолог:

  • готовность к работе в не самых комфортных условиях – зачастую раскопки ведутся вдали от цивилизации, где даже с элементарными удобствами возникают проблемы;
  • терпение и способность в течение долгого времени выполнять монотонную работу – день многих историков «в полях» состоит из махания лопатой, кисточкой или щеткой;
  • коммуникабельность, способность хорошо ладить с окружающими – нередко на раскопки уходят месяцы, во время которых приходится общаться с узким кругом людей;
  • нацеленность на выполнение не только интеллектуальных заданий, но и тяжелых физических упражнений – у многих археологов рабочий день состоит из ношения тяжестей, нахождения в неудобном положении;
  • увлеченность своим делом, готовность постоянно учиться – если этих качеств нет, то сложности, связанные с направлением, быстро перекроют все его положительные стороны;
  • умение замечать мелочи, анализировать их, делать выводы из не самых очевидных признаков;
  • способность сопоставлять массу различных данных, оперировать большими объемами информации, быстро принимать решения;
  • аккуратность, педантичность – большинство артефактов находится в уязвимом перед человеком положении. Любое неосторожное движение способно уничтожить историческое наследие;
  • отсутствие фантазии или способность ее сдерживать – археологи работают только с очевидными вещами. Они должны уметь абстрагироваться от теории, делая заключения только по доказанным фактам.

Археолог — это учёный, осуществляющий поиски вещественных источников, которые являются результатом человеческой жизнедеятельности, исследует их и реконструирует на их основе историческое прошлое человечества. Основные орудия труда специалиста по археологии — лопатки, ножи, кисточки, щётки. Эта профессия связана с частыми экспедициями и работой «в поле».

Существует несколько видов археологии: подводная, полевая, экспериментальная, виртуальная, данных и др. В обязанности археолога входит:

  • поиск вещественных источников;
  • описание и классификация предметов, в разное время изготовленных руками человека, определение их возраста и происхождения, степени уникальности;
  • работа в археологических экспедициях;
  • написание статей и освещение результатов исследований в научно-публицистической литературе, прессе;
  • составление отчётов.

Специализация, карьера и перспективы

При ответственной работе в экспедициях археолог через некоторое время может рассчитывать на то, что станет руководителем экспедиции, проекта.

Специалист по археологии может трудиться в высшем учебном заведении либо научно-исследовательском институте, где станет заниматься научной деятельностью и продвигаться по карьерной лестнице, защищая сначала кандидатскую, затем докторскую диссертации, получая степени кандидата, доктора наук, звания доцента и профессора.

Кроме экспедиционной и научной деятельности, археолог также может заниматься преподаванием. Работая в музее, специалист по археологии может дослужиться до начальника отдела или до руководителя музейного заведения.

Знаете ли вы?
Одним из самых загадочных открытий археологии является 288 статуй Моаи на острове Пасхи, датированные 1300–1500 гг. н. э. Высота самой большой составляет 4 м, вес самой тяжёлой — 82 тонны. Они сделаны руками человека.

Какими качествами должен обладать археолог

Нужно знание множества накопленных учеными фактов в избранной области для своей деятельности. Это может быть эпоха неолита или палеолита, бронзы, раннего железа, скифского времени, античности, может быть славяно-русская археология и т.д. Перечень не полон, и его можно продолжить. Археолог – профессия интересная, но требует эрудированности ученых и умения сопоставлять различные источники.

Такой человек должен иметь свое мнение и уметь его отстаивать, аргументировать, опираясь на логику, а не на эмоции. Бывает сложно, но необходимо отказаться от своих гипотез, если существуют факты, которые их опровергают. Работа археологов требует наличия важных качеств – это терпеливость, старательность, аккуратность. Они чрезвычайно необходимы при раскопках.

Нужна хорошая выносливость и физическая подготовка, так как работа археологов чаще всего связана с раскопками, которые проходят в различных климатических условиях. Плюс отсутствие аллергии на органические материалы. Археолог – это человек, который должен быть уравновешенным, спокойным, уметь работать в команде.

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки птицы Моа. И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Самые известные археологи

Генрих Шлиман – это немецкий ученый, который открыл Трою. Это один из первых археологов-пионеров, которые начинали изучать древность. Родился он 6.01.1822 года. По гороскопу – козерог. Поводил раскопки в Сирии, Египте, Палестине, Греции и Турции. Почти половину своей жизни Генрих пытался показать историческую важность гомеровского эпоса. Он старался доказать, что все описанные события в поэмах – не фантазия, а реальность.

Норвежский ученый-антрополог Тур Хейердал родился в 1914 году, 6 октября. Он написал множество книг. Его экспедиции всегда были яркими, наполненными героическими событиями. Множество его работ вызвали полемику среди ученых, но именно благодаря Туру интерес к древней истории народов мира намного возрос.

Читайте также:  Региональные льготы ветеранам боевых действий в Ростове-на-Дону

Есть известные археологи и в России. В их число входит Борис Пиотровский, родился он в 1908 году. По знаку зодиака – водолей. Это известный российский историк-востоковед и академик. Он исследовал многие памятники Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Уже с 1949 года был назначен замдиректора Эрмитажа по научной части.

В археологии попадаются и довольно жуткие находки. Например, кричащие мумии. Одна из таких была связана по рукам и ногам, но на лице застыл крик. Были предположения, что ее хоронили живьем, пытали, отравили. Но исследования показали, что челюсть просто плохо подвязали или не сделали этого вовсе, поэтому рот мумии и был открыт.

Археологи находили и огромные когти неведомого чудовища. А найденные череп и клюв огромных размеров только убедили ученых в том, что приятного будет мало, если такое чудище встретится кому-нибудь на его пути. Но впоследствии оказалось, что это были древние предки птицы Моа. И рост их превышал человеческий в 2-3 раза. Говорят, что есть вероятность того, что эта птица дожила и до наших дней, и ее можно попробовать найти в районах Новой Зеландии. У туземцев этой страны очень много легенд, касающихся Моа.

Вдалеке от родимых домов: немного истории

Как ни парадоксально звучит, но профессия археолога — довольно древняя. Так, первым археологом считают поэта Лукреция Кара, который жил в I веке до нашей эры. Именно он разделил дописьменную историю на четыре периода: каменный, медный, бронзовый и железный. Такое разделение используется и по сей день.

Как наука (от греч. archaios («древний») и logos («учение») археология появилась в XIX веке. В это время были открыты древние цивилизации Египта и Междуречья. Но что же делают археологи? Их задача ― поиск и изучение артефактов, с помощью которых совместно с историками они могут воссоздать быт и культуру древних эпох. Сегодня археологи всего мира работают преимущественно в трех направлениях:

Вопреки расхожему представлению, археологи работают не только «в поле». Хотя экспедиции, без сомнения, — важнейшая часть их работы. Но недостаточно найти древний предмет. Ведь сам по себе он ничего нам не расскажет. Артефакт надо изучить, описать, если нужно, отреставрировать. Это важная, кропотливая работа, которая потом позволяет ученым предположить, к какой эпохе относится находка и для чего она была нужна древнему человеку.

Работа археолога, несмотря на внешний романтизм, подходит тем, для кого это настоящее призвание. Археолог ― человек, обладающий многими важными качествами. Одной любви к истории и приключениям недостаточно.

На раскопках ученые живут в далеко не самых комфортных условиях, поэтому умение довольствоваться малым, не капризничать, готовить на костре и обходиться без горячей воды вам очень пригодится. Кроме этого, работа на раскопках довольно тяжела физически. А значит, хорошее здоровье и выносливость необходимы.

Археологи проводят в экспедициях очень много времени. Все это время они проводят вдалеке от дома и родных, в ограниченном кругу соратников и коллег. Поэтому если вы не умеете работать в команде, не обладаете терпением, уравновешенным характером и умением искать компромиссы, вам и остальным участникам экспедиции будет нелегко.

И, конечно, самые главные, наверное, качества археолога ― любопытство, склонность к аналитике, умение задавать вопросы и искать на них ответы и способность к непрерывному самообразованию. Ведь археология идет бок о бок с историей, палеонтологией, антропологией, геологией, топографией. А значит, ограничиться только своей областью знаний никак не получится.

Где работают археологи?

Если вы планируете карьеру археолога, у вас есть несколько вариантов поиска работодателя. Возможные рабочие настройки включают в себя:

  • Работа на месте раскопок, наблюдение и участие в раскопках. Места раскопок могут быть разбросаны по всему миру, и такая позиция может потребовать от археолога участия в большом количестве путешествий с длительным пребыванием в местах, пока проводятся раскопки.

  • В университете профессором археологии. В этом случае у профессора могут быть обычные часы работы в личном или общем офисе в дополнение к часам лекций при обучении студентов. Профессора археологии могут быть преподавателями на полную ставку или могут быть археологами на полную ставку в другом аспекте, а также вести занятия на неполный рабочий день.

  • В лабораторных условиях, выполняя анализ извлеченных артефактов. Такая работа может включать в себя работу с оборудованием для лучшей оценки извлеченных артефактов и изучения их для получения любой соответствующей информации.

  • В музее, проверка и анализ предметов в коллекции. Археологу, работающему в музее, также может быть поручено помогать в оформлении экспонатов, описывать выставленные артефакты и составлять сценарии экскурсий и презентаций для посетителей музея.

  • В офисе, работая на регулирующий орган или частную компанию. Археологов обычно вызывают для оценки возможности предполагаемого места раскопок, когда есть опасения по поводу возможного разрушения исторических артефактов. В дополнение к посещению места для его осмотра археолог может свериться с историческими и современными записями, чтобы определить, есть ли вероятность разрушения или маловероятно, что на этом месте есть важные артефакты, требующие раскопок до начала строительства.


Похожие записи:

Добавить комментарий